МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психофармакология
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 28 28
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.мед.н., профессор, Рукина Наталья Юрьевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Психофармакология

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Психофармакология» является приобретение студентами современных представлений о психотропных средствах, сущности и механизмах действия на центральную нервную систему, использования в практической психологии, эффективности и безопасности применения психотропных средств, индивидуализации
фармакотерапии, фармакологической коррекции нарушений умственной деятельности в условиях психологического стресса, решении проблем повышения работоспособности и профилактики переутомления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПК-7: готовностью и способностью осуществлять психологическое консультирование населения в целях психопрофилактики, сохранения и улучшения психического и физического здоровья, формирования здорового образа жизни, а также личностного развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-правовые и этические принципы работы клинического психолога в научно-исследовательской, педагогической и клинико-практической сферах деятельности;
- предмет, историю развития, основные теоретические системы и методологические основы психологии
- основы смежных медицинских дисциплин;
- методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
- историю, современное состояние проблемы закономерностей нормального и аномального развития, функционирования психики и личности;
- клинико-психологическую феноменологию, механизмы и факторы риска возникновения расстройств психического, психосоматического здоровья и развития;
- основные концепции личности, феоменологию личностных расстройств;
- основные психотерапевтические теории с этическими и методическими основами их практической реализации;
- основные направления и методы диагностики и экспертизы в здравоохра-нении, геронтологии и социальной помощи гериатрии населению.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
- выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
- прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования чело века и психология при медицинском психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида
- самостоятельно проводить психологическое исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами;
- использовать методы психологического консультирования, психопрофилактики, реабилитации в работе с индивидами, группами, учреждениями, представителями различных субкультур;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методологией синдромного и каузального анализа расстройств психической деятельности, психосоматического здоровья
- методами, процедурами и техниками диагностики психологической оценки состояния психического, психосоматического здоровья и развития в детском и взрослом возрасте;
- создавать и применять психодиагностические, психотерапевтические, консультационные и коррекционные тех-нологии с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математико-статистических методов;
- разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекцион-ной, реабилитационной работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития;
процедурами организации и проведения современных научных исследований,научно-практических работ,проектирования и реализации учебно-воспитательного процесса;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. Определение понятия «Психотропные средства». Генетическая, половая, физиологическая обусловленность чувствительности организма к лекарственным психотропным средствам. Основные и побочные действия применения психотропных средств. Аллергические реакции, идиосинкразия. Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Психофармакология. Понятие о психотропных средствах. Сам. работа 5 4 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология Профилактическое и лечебное применение психотропных средств в различные возрастные периоды онтогенеза. Особенности применения психотропных средств в пожилом возрасте. Основные виды этиотропной, патогенетической, симптоматической терапии. Токсическое действие применения психотропных средств. Лабораторные 5 4 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Перинатальная, педиатрическая, гериатрическая психофармакология Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7
1.5. Классификация психотропных средств Классификация психотропных препаратов с точки зрения клинической практики по группам: а) нейролептики; (антипсихотические средства); б) транквилизаторы; в) седативные средства; г) aнтидепрессанты; д) нормотимические средства; е) ноотропные средства; ж) психостимулирующие средства. Лабораторные 5 4 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Классификация психотропных средств Сам. работа 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Антидепрессанты (тимоаналептики)Общая характеристика. Основные свойства антидепрессантов. Спектр и механизм действия антидепрессантов Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Антидепрессанты (тимоаналептики) Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Нейролептики (антипсихотические препараты) Общая характеристика. Основные свойства, механизм действия нейролептиков Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Нейролептики (антипсихотические препараты) Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Транквилизаторы (анксиолитики) Общая характеристика, основные свойства, спектр и механизм действия транквилизаторов. Транквилизаторы длительного действия, средней продолжительности и короткого действия. Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Транквилизаторы (анксиолитики) Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники). Понятие о допинге Общая характеристика. Фармакологические особенности спектр и механизм действия психостимуляторов Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Психостимуляторы (психомоторные стимуляторы, психотоники). Понятие о допинге Лабораторные 5 2 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.15. Нейропептиды. Общая характеристика. Использование в нервно-психиатрической практике Нейропептиды. Общая характеристика. Фармакологические особенности, спектр и механизм действия. Перспективы использования в нервнопсихиатрической практике. Показания, противопоказания, побочные эффекты, предостережения. Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.16. Нейропептиды. Общая характеристика. Использование в нервно-психиатрической практике Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.17. Седативные средства Общая характеристика седативных средств. Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.18. Седативные средства Лабораторные 5 1 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.19. Подготовка к экзамену Сам. работа 5 36 ПК-5, ПК-7 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Б. Дмитриева, В. Н. Краснов, Н. Г. Незнанов, В. Я. Семке, А. С. Тиганов Психиатрия. Национальное руководство. Краткое издание: практическое руководство ГЭОТАР-Медиа, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440179.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Демьянов Ю.Г. ОСНОВЫ ПСИХИАТРИИ. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/EA0D3DCD-E6E7-4C91-A517-23139BCC0409
Л2.2 Незнанов Н.Г. Психиатрия: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2016 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970438282.html
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс"Психофармакология" в системе "Moodle" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8280
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины