Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.02. География |
Профиль | Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_02_ГиТ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Моделирование процессов в техносфере» является подготовка магистров по программе «Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами», приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-3 | владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
СПК-3 | самостоятельно и в коллективе разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | о сути понятий теории моделирования процессов в техносфере, критериях адекватности моделей, уровне их работоспособности и практической ценности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выполнять сбор и обработку данных, их подготовку для построения модели, определять предпочтительный тип модели, выполнять идентификацию модели и оценку ее адекватности, делать выводы и рекомендации по результатам моделирования реальных процессов и явлений. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | применения методов регрессионного и имитационного моделирования реальных процессов и явлений на базе ЭВМ. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Моделирование процессов в техносфере | ||||||
1.1. | Основные понятия теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования | Лекции | 2 | 6 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Моделирование экологических рисков. Модель оценки дополнительного риска влияния пороговых токсикантов. Модель оценки рисков пороговых токсикантов «Линейно-квадратичная». Сценарное имитационное моделирование техногенного риска на промышленном предприятии | Лекции | 2 | 8 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Регрессионный анализ: построение линейных многофакторных моделей (множественная регрессия) | Практические | 2 | 4 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Регрессионный анализ: построение линейных однофакторных моделей (парная регрессия) | Практические | 2 | 2 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Вейбула-Гнеденко | Практические | 2 | 4 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Линейно-квадратичная | Практические | 2 | 4 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Сценарное имитационное моделирование экологического риска | Практические | 2 | 8 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Основные понятия и модели регрессионного анализа: регрессионный анализ; линейное программирование; детерминированные и стохастические модели | Сам. работа | 2 | 36 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Основные понятия имитационного моделирование, этапы построения моделей: имитационное моделирование; практическая компьютерная реализация систем моделирования | Сам. работа | 2 | 36 | ПК-3, СПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Крутиков В. Н., Мешечкин В. В. | Анализ данных: учебное пособие | Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мхитарян В. С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П. | Эконометрика: учебно-практическое пособие | Москва : Евразийский открытый институт, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс]: www.gks.ru | |||
Э2 | Мхитарян В.С., Архипова М.Ю. Эконометрика [Электронный ресурс]: http://walw.ru/ekonom/index.php | |||
Э3 | Свободная энциклопедия «Викпедия». [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org | |||
Э4 | "Моделирование процессов в техносфере", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/. 2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/. 3. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования. 4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib. 5. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» [Электронный ресурс]. – URL: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо: - построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала; - систематически проверять свои знания; - усвоить содержание ключевых понятий; - систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам. Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется: - систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам; - своевременно выполнять практические задания. |