МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование процессов в техносфере
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки05.04.02. География
ПрофильГеоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_02_ГиТ-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Маничева А.С.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Моделирование процессов в техносфере

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 05.04.02 География (уровень магистратуры), утвержденный Приказом Министерством образования и науки РФ «28» августа 2015 г. №908.

составлена на основании учебного плана:
05.04.02 География
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Моделирование процессов в техносфере» является подготовка магистров по программе «Геоинформационные технологии в изучении и управлении природными и техногенными системами», приобретение новых знаний и практических навыков в области математического и компьютерного моделирования реальных процессов и явлений, исследование на их основе степени безопасности техногенных систем, оценок экологических рисков.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: владением основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения комплексных и отраслевых географических исследований на мировом, национальном, региональном и локальном уровнях с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
СПК-3: самостоятельно и в коллективе разрабатывать схемы территориального, градостроительного и ландшафтного планирования и проектирования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о сути понятий теории моделирования процессов в техносфере, критериях адекватности моделей, уровне их работоспособности и практической ценности.
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять сбор и обработку данных, их подготовку для построения модели, определять предпочтительный тип модели, выполнять идентификацию модели и оценку ее адекватности, делать выводы и рекомендации по результатам моделирования реальных процессов и явлений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.применения методов регрессионного и имитационного моделирования реальных процессов и явлений на базе ЭВМ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Моделирование процессов в техносфере
1.1. Основные понятия теории моделирования. Классификация моделей систем и методов моделирования Лекции 2 6 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Моделирование экологических рисков. Модель оценки дополнительного риска влияния пороговых токсикантов. Модель оценки рисков пороговых токсикантов «Линейно-квадратичная». Сценарное имитационное моделирование техногенного риска на промышленном предприятии Лекции 2 8 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Регрессионный анализ: построение линейных многофакторных моделей (множественная регрессия) Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Регрессионный анализ: построение линейных однофакторных моделей (парная регрессия) Практические 2 2 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Вейбула-Гнеденко Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Исследование экологических рисков на основе модели типа «Доза-отклик» Линейно-квадратичная Практические 2 4 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Сценарное имитационное моделирование экологического риска Практические 2 8 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные понятия и модели регрессионного анализа: регрессионный анализ; линейное программирование; детерминированные и стохастические модели Сам. работа 2 36 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные понятия имитационного моделирование, этапы построения моделей: имитационное моделирование; практическая компьютерная реализация систем моделирования Сам. работа 2 36 ПК-3, СПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крутиков В. Н., Мешечкин В. В. Анализ данных: учебное пособие Кемеровский государственный университет, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278426
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мхитарян В. С., Архипова М.Ю., Сиротин В.П. Эконометрика: учебно-практическое пособие Москва : Евразийский открытый институт, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90911
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Центральная база статистических данных РОСТАТ РФ [Электронный ресурс]: www.gks.ru
Э2 Мхитарян В.С., Архипова М.Ю. Эконометрика [Электронный ресурс]: http://walw.ru/ekonom/index.php
Э3 Свободная энциклопедия «Викпедия». [Электронный ресурс]: http://ru.wikipedia.org
Э4 "Моделирование процессов в техносфере", страница дисциплины на Образовательном портале АлтГУ (Moodle) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1242
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft office Excel, Microsoft office Word, Adobe Reader.
Microsoft Windows
7-Zip
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/.
2. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/.
3. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования.
4. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
5. Электронная база данных «ZBMATH – The database Zentralblatt MATH» [Электронный ресурс]. – URL: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для эффективного изучения теоретической части дисциплины необходимо:
- построить работу по освоению дисциплины в порядке, отвечающим изучению основных этапов, согласно приведенным темам лекционного материала;
- систематически проверять свои знания;
- усвоить содержание ключевых понятий;
- систематически работать с основной и дополнительной литературой по соответствующим темам.
Для эффективного изучения практической части дисциплины настоятельно рекомендуется:
- систематически осуществлять подготовку к практическим занятиям по предложенным преподавателем темам;
- своевременно выполнять практические задания.