МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Возрастная физиология и психофизиология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, М.В.Яценко

Рецензент(ы):
к.пс.н., Дир. инст., О.М.Любимова

Рабочая программа дисциплины
Возрастная физиология и психофизиология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 22.04.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.пс.н., доцент, Т.Г.Волкова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - изучение функций целостного организма и отдельных физиологических систем (дыхательной, сердечно-сосудистой и др.) в онтогенезе; функции отдельных клеток и клеточных структур, входящих в состав органов и тканей (например, роль миоцитов и миофибрилл в механизме мышечного сокращения) в онтогенезе; взаимодействие между отдельными органами отдельных физиологических систем (например, образования эритроцитов в красном костном мозге) в онтогенезе; регуляцию деятельности внутренних органов и физиологических систем организма (например, нервных и гуморальных) в онтогенезе; становление психофизиологических качеств в онтогенезе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.знание формирования и развития органов и систем в различные возрастные периоды;
знание деятельности систем организма человека в комплексе;
знание процессов обмена веществ, энергообмена и др.;
знать какими факторами определяется гемостаз.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять особенности деятельности органов и систем в различные возрастные периоды, становление высшей нервной деятельности и психологических качеств в индивидуальном развитии; должны освоить основные данные развития ребенка в антенатальный период и постнатальный период человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализировать процесс развития с позиций знаний о физиологических функциях организма человека и становлении психофизиологических качеств человека.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Предмет задачи возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методы исследования в возрастной физиологии и психофизиологии. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Общебиологические закономерности индивидуального развития. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Основные закономерности роста и развития человека.
2.1. Акселерация и ретардация развития. Сенситивные периоды развития детей и подростков. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Развитие центральной нервной системы в процессе онтогенеза. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Возрастные особенности психофизиологических функций. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Психофизиология восприятия, внимания, памяти, речи, мышления. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Физическая и умственная работоспособность в различные периоды развития организма. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.7. Адаптация. Понятие об адекватности физических и психических нагрузках функциональным особенностям организма. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.8. Гуморальная регуляция организма в онтогенезе. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.9. Влияние гормонов на рост организма. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.10. Возрастные особенности системы крови и кровообращения. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.11. Возрастные особенности дыхательной системы. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.12. Возрастные особенности пищеварительной системы. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.13. Развитие скелета и его возрастные особенности. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.14. Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.15. Развитие мышечной системы.Возрастные особенности двигательных навыков и координации движения. Нарушения опорно-двигательного аппарата. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.16. Психофизиологическое тестирование. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.17. Гигиена и трудовое обучение. Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.18. Возрастные особенности сердечно-сосудистой, дыхательной системы, обмена веществ, энергии и терморегуляции Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.19. Возрастные особенности мочеполовой и эндокринной систем. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.И. Савченков, О.Г. Солдатова, С.Н. Шилов Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учебное пособие ВЛАДОС, 2013 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Т.С. Копосова, С.Ф. Лукина, Н.В. Звягина Возрастная психофизиология: учебно-методическое пособие ИД САФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Поисковые системы: www.yandex.ru; www.google.ru
Э2 Ресурсы: www.lib.asu.ru; www.elibrary.ru
Э3 Курс в Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
AcrobatReader
Интернет браузер
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. приложение