Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.01. Экономика |
Профиль | Прикладная экономика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 38_04_01_ПЭ-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сам. работа | 78 | 78 | 78 | 78 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич
1.1. | Усвоение магистрантами основных методологических подходов, применяемых в ходе самостоятельных научных исследований в области экономики, в целях написания и защиты выпускной квалификационной работы на степень магистра экономики. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-1 | способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу |
ОК-3 | готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала |
ПК-1 | способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований |
ПК-2 | способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основные методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов. Понимать значимость саморазвития для достижения высоких результатов в научных исследованиях и самореализации. Основные подходы к составлению программы исследований для выявления перспективных направлений на базе критической оценки уже имеющихся результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями. Подходы к обоснованию актуальности, теоретической и практической значисмости темы исследования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Использовать методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов. Уметь заинтересовать себя в систематической работе над собой для достижения высоких результатой исследовательской деятельности. Критически оценивать уже достигнутые другими исследователями результаты научных разработок по избранной теме, выявлять нерешенные проблемы и составлять программу исследований в перспективном направлении. Четко формулировать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Навыками выявления наиболее важных для раскрытия темы методов научного исследования. Способностью к саморазвитию. Способностью к объективной оценке уже достигнутых результатов исследований, к выделению наиболее перспективных направлений дальнейших исследований. Навыками критического подхода к теоретической и практической значимости своих исследований. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы теории и методологии исследовательской деятельности | ||||||
1.1. | Цель, задачи, принципы научного исследования. | Практические | 1 | 2 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1 |
1.2. | Цель и задачи научного исследования | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.2 |
1.3. | Понятие методологии. Система и виды методов исследования.Основные теории в области методологии научных иссследований. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
1.4. | Теории методологии.История методологических исследований. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Основные методы научного исследования в экономике | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Основные методы научных исследований в экономике | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.3 |
1.7. | Методика научной работы. Язык науки. Ключевые понятия эк. исследования | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.3 |
1.8. | Научный стиль изложения. | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Программа исследования как ее теоретико-организующая основа. | ||||||
2.1. | Основы разработки программы исследования. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Основы разработки программы исследования. | Сам. работа | 1 | 10 | ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.3 |
2.3. | Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.3 |
2.4. | Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы - по теме конкретной работы | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.5. | Логика раскрытия темы работы | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.3 |
2.6. | Логика раскрытия темы работы. Составление плана работы | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.3 |
2.7. | Проблема новизны исследования. Методология междисциплинарного подхода. | Практические | 1 | 4 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3 |
2.8. | Формулировка новизны исследования. Возвожности использования междисциплинарного подхода в исследовании темы.. | Сам. работа | 1 | 12 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Зачет | Сам. работа | 1 | 8 | ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова | Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М.: Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/52148653-1BC1-4CA0-A7A4-E5AFEBF5E662 |
Л1.2 | Дрещинский В.А. | Методология научных исследований: | М.: Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
Л1.3 | Мокий, М. С. | Методология научных исследований : учебник для вузов: | Юрайт, 2020 | URL: https://urait.ru/bcode/457487 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. | Логика и методология научных исследований : учебное пособие | Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Горелов, Н. А. | Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система издательства Лань | e.lanbook.com | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | www.biblioclub.ru | ||
Э4 | Банк России | www.cbr.ru | ||
Э5 | Министерство Финансов РФ | www.minfin.ru | ||
Э6 | Министерство экономического развития | www.economy.gov.ru | ||
Э7 | Госкомстат России | gks.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip Acrobat Reader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ: - работа с преподавателем; - самостоятельная работа. Работа охватывает два вида учебных занятий: практические занятия и самостоятельная работа. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым материалом и при подготовке к семинарским занятиям Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: • План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении. • Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника. • Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом. • Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу). Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы. Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса. Рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на аудиторных занятиях, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. Вторым видом работы , выполняемым при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания и навыки в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать требуемые умения и навыки. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов. Методические рекомендации по подготовке рефератов Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата. Методические рекомендации по подготовке доклада Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы. Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы. Готовясь к докладу или реферативному сообщению необходимо составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата. Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры. Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов. Методические рекомендации по подготовке эссе При написании эссе:внимательно прочтите тему;определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать;подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис(логические доказательства, доводы; примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; мнения авторитетных людей, цитаты). Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Изложите свою точку зрения. Сформулируйте общий вывод. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы. Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2564 |