МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар: методология научных исследований

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.04.01. Экономика
ПрофильПрикладная экономика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_01_ПЭ-1- 2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор социол. наук, Профессор, Троцковский А.Я.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар: методология научных исследований

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 ЭКОНОМИКА (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015 г. № 321)

составлена на основании учебного плана:
38.04.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шваков Евгений Евгеньевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 01.09.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Шваков Евгений Евгеньевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Усвоение магистрантами основных методологических подходов, применяемых в ходе самостоятельных научных исследований в области экономики, в целях написания и защиты выпускной квалификационной работы на степень магистра экономики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу
ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-1 способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований
ПК-2 способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов.
Понимать значимость саморазвития для достижения высоких результатов в научных исследованиях и самореализации.
Основные подходы к составлению программы исследований для выявления перспективных направлений на базе критической оценки уже имеющихся результатов, полученных отечественными и зарубежными исследователями.
Подходы к обоснованию актуальности, теоретической и практической значисмости темы исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать методы научных исследований, применяемых при изучении экономических процессов.
Уметь заинтересовать себя в систематической работе над собой для достижения высоких результатой исследовательской деятельности.
Критически оценивать уже достигнутые другими исследователями результаты научных разработок по избранной теме, выявлять нерешенные проблемы и составлять программу исследований в перспективном направлении.
Четко формулировать актуальность, теоретическую и практическую значимость проведенного исследования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками выявления наиболее важных для раскрытия темы методов научного исследования.
Способностью к саморазвитию.
Способностью к объективной оценке уже достигнутых результатов исследований, к выделению наиболее перспективных направлений дальнейших исследований.
Навыками критического подхода к теоретической и практической значимости своих исследований.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы теории и методологии исследовательской деятельности
1.1. Цель, задачи, принципы научного исследования. Практические 1 2 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1
1.2. Цель и задачи научного исследования Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.2
1.3. Понятие методологии. Система и виды методов исследования.Основные теории в области методологии научных иссследований. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.4. Теории методологии.История методологических исследований. Сам. работа 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Основные методы научного исследования в экономике Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Основные методы научных исследований в экономике Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.3
1.7. Методика научной работы. Язык науки. Ключевые понятия эк. исследования Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.3
1.8. Научный стиль изложения. Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Программа исследования как ее теоретико-организующая основа.
2.1. Основы разработки программы исследования. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2
2.2. Основы разработки программы исследования. Сам. работа 1 10 ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.3
2.3. Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л1.3
2.4. Выбор методологических подходов к раскрытию темы работы - по теме конкретной работы Сам. работа 1 12 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. Логика раскрытия темы работы Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.3
2.6. Логика раскрытия темы работы. Составление плана работы Сам. работа 1 12 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л1.3
2.7. Проблема новизны исследования. Методология междисциплинарного подхода. Практические 1 4 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.8. Формулировка новизны исследования. Возвожности использования междисциплинарного подхода в исследовании темы.. Сам. работа 1 12 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.9. Зачет Сам. работа 1 8 ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.С. Мокий, Т.А. Лукьянова Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/52148653-1BC1-4CA0-A7A4-E5AFEBF5E662
Л1.2 Дрещинский В.А. Методология научных исследований: М.: Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
Л1.3 Мокий, М. С. Методология научных исследований : учебник для вузов: Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/457487
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кравцова Е.Д., Городищева А.Н. Логика и методология научных исследований : учебное пособие Красноярск : Сибирский федеральный университет, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный portal.edu.asu.ru
Э2 Электронно-библиотечная система издательства Лань e.lanbook.com
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 Банк России www.cbr.ru
Э5 Министерство Финансов РФ www.minfin.ru
Э6 Министерство экономического развития www.economy.gov.ru
Э7 Госкомстат России gks.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа охватывает два вида учебных занятий: практические занятия и самостоятельная работа. Посещение занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе над изучаемым
материалом и при подготовке к семинарским занятиям
Подготовка к семинарскому занятию включает 2 этапа:
1й – организационный;
2й - закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
План – это схема прочитанного материала, краткий (или подробный) перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Подробно составленный план вполне заменяет конспект.
Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов:
• План-конспект – это развернутый детализированный план, в котором достаточно подробные записи приводятся по тем пунктам плана, которые нуждаются в пояснении.
• Текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника.
• Свободный конспект – это четко и кратко сформулированные (изложенные) основные положения в результате глубокого осмысливания материала. В нем могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом.
• Тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает более или менее исчерпывающий ответ по какой-то схеме (вопросу).

Методические рекомендации студентам по изучению рекомендованной литературы
Эти методические рекомендации раскрывают рекомендуемый режим и характер различных видов учебной работы (в том числе самостоятельной работы над рекомендованной литературой) с учетом специфики выбранной студентом очной формы.
Изучение дисциплины следует начинать с проработки настоящей рабочей программы, особое внимание, уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.
Рекомендуется получить в Библиотечно-информационном центре института учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на аудиторных занятиях, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины.
Вторым видом работы , выполняемым при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания и навыки в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать требуемые умения и навыки.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов.

Методические рекомендации по подготовке рефератов
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления.
Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц машинописного текста, отпечатанного через 1,5 интервала, а на компьютере через 1 интервал (список литературы и приложения в объем не входят).
Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения.
Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования.
В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы.
В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы.
Всписок литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата.
В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Методические рекомендации по подготовке доклада
Доклад – это вид краткого, но информативного сообщения о сути рассматриваемого вопроса, различных мнениях об изучаемом предмете. В некоторых случаях допускается изложение собственной точки зрения автора в рамках тематической проблематики, например, в выступлениях на семинарах. Написание доклада предполагает научно-исследовательскую работу, требующую от студента способности к самостоятельным изысканиям, умения преподносить информацию, доступно и квалифицированно отвечать на вопросы. Публичный доклад может быть представлен в письменной и устной форме. Если есть возможность выбора, студенты нередко отдают предпочтение последнему варианту, экономя время и силы.
Готовясь к докладу или реферативному сообщению необходимо составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью.
Стандарты оформления письменного доклада схожи с правилами представления реферата. Отдельного ГОСТа для студенческого доклада не существует, поэтому ориентироваться следует на методические рекомендации вуза или кафедры. Если особых требований к структуре, содержанию и оформлению доклада не предъявляется, можно опираться на известные ГОСТы – 7.32-2001, 7.9-95, используемые при написании курсовых, дипломов, рефератов и других видов исследовательских работ и отчетов.
Методические рекомендации по подготовке эссе
При написании эссе:внимательно прочтите тему;определите тезис, идею, главную мысль, которую собираетесь доказывать;подберите аргументы, подтверждающие ваш тезис(логические доказательства, доводы; примеры, ситуации, случаи, факты из собственной жизни или из литературы; мнения авторитетных людей, цитаты). Придумайте вступление (введение) к рассуждению (опираясь на тему и основную идею текста, возможно, включив высказывания великих людей, крылатые выражения, пословицы или поговорки, отражающие данную проблему. Изложите свою точку зрения.
Сформулируйте общий вывод.
Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы.

Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале http://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=2564