МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальные страхи и социофобии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-5-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 50
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 50 50 50 50
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Социальные страхи и социофобии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – изучение механизмов возникновения, поддержания и содержательного компонента социальных страхов и социальных фобий, а также способов их психодиагностики и психотерапии.
Задачи курса:
- Изучить механизмы возникновения и поддержания социофобий и социальных страхов (разные подходы);
- Изучить социально-психологические последствия социальных страхов и социофобии, коморбидные состояния.
- Изучить содержательный компонент социальных страхов, телесную топологию социальных страхов, типологии социальных страхов во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями личности;
- Сформировать навыки дифференциальной диагностики, психодиагностики и психотерапии, психокоррекции социальных страхов, особенности эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач
ПК-7 способностью изучать психические свойства и состояния человека в норме и патологии, характеризовать психические процессы и проявления в различных видах деятельности личного состава, индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию
ПК-12 способностью реализовывать психологические методики и технологии, ориентированные на личностный рост, охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных клинико-психологических моделях возникновения и поддержания социальной тревоги, социальных страхов и социофобий;
- о механизмах возникновения и поддержания социофобий и социальных страхов;
- о специфике диагностике и психологического консультирования и психотерапии по проблеме социальной тревоги, социальных страхов и социофобии;
- о диагностических инструментах прогнозирования социально-психологических последствий социальных страхов и социофобии, коморбидных состояний.
3.2.Уметь:
3.2.1.- знать и уметь исследовать содержательный компонент социальных страхов, телесную топологию социальных страхов, типологии социальных страхов во взаимосвязи с индивидуально-типологическими особенностями личности;
- знать и уметь применять методы, методики диагностики социальной тревоги и социофобии, коморбидных расстройств;
- знать и уметь применять техники психологического консультирования и психотерапии социальной тревоги и социофобий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками дифференциальной психодиагностики, психологического консультирования и психотерапии, психокоррекции социальных страхов, особенности эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная фобия: симптомы, распространенность, способы диагностики, психотерапии. Основные клинико-психологические модели социальной тревоги и социофобий.
1.1. Социальная фобия / социальное тревожное расстройство: основные понятия, подходы к изучению, диагностические симптомы, распространенность. Лекции 7 3 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальная фобия: симптомы, распространенность, способы диагностики, психотерапии. Критерии DSM-IV и МКБ-10. Практические 7 4 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Нейропсихологическая и патопсихологическая модель тревожных расстройств (социального тревожного расстройства и коморбидных состояний). Лекции 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Нейропсихологическая и патопсихологическая модель тревожных расстройств (социального тревожного расстройства и коморбидных состояний). Практические 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Модель социальной тревоги Рэппи и Хаймберга. Неадаптивные схемы и поведение при социальной тревоге: поведенческие и когнитивно-поведенческие модели социофобий. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Модель социальной тревоги Рэппи и Хаймберга. Неадаптивные схемы и поведение при социальной тревоге: поведенческие и когнитивно-поведенческие модели социофобий. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. Самофокусировка внимания, блокировка тревоги, руминации и мониторинг угрозы при социальной тревоге. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. Практические 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Метакогнитивная модель социального тревожного расстройства. Самофокусировка внимания, блокировка тревоги, руминации и мониторинг угрозы при социальной тревоге. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Методики психодиагностики и методы исследования социальных страхов и социфобий / социального тревожного расстройства.
2.1. Психосемантическое исследование социальной тревоги, пато- и нейропсихологическая диагностика социальной тревоги и социофобии. Сам. работа 7 4 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Психодиагностические опросники диагностики социальной тревоги и социофобии. Лекции 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Психодиагностические опросники диагностики социальной тревоги и социофобии. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Современные экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. Лекции 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Современные экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. Сам. работа 7 5 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Экспериментально-психологические методики диагностики социальной тревоги, метакогнитивных схем и ранних недаптивных схем при социальном тревожном расстройстве. Сам. работа 7 5 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Психологическое консультирование и психотерапия социальных страхов, социальной тревоги, социофобий и коморбидных нарушений.
3.1. Когнитивно-поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. Лекции 7 1 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Когнитивно-поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. Практические 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Метакогнитивная и поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. Сам. работа 7 6 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Метакогнитивная и поведенческая модель консультирования и психотерапии социальной тревоги, социофобий и коморбидных расстройств. Практические 7 2 ПК-5, ПК-7, ПК-12 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Специфика социальных страхов у студентов в учебной деятельности.
2. Специфические и генерализованные социофобии) – специфика психотерапии.
3. Экспериментальные исследования социальных страхов.
4. Основные положения когнитивно-бихевиорального направления в структуре психотера-пии социальных страхов.
5. Клиническая диагностика, эпидемиология и лечение при социофобии.
6. Теория самоэффективности А. Бандуры и его методы психотерапии страхов.
7. Особенности мотивации и эмоций при социофобии.
8. Избегающее расстройство личности и социофобия.
9. Социофобии: дифференциально-диагностические трудности.
10. Теории контроля М. Селигмана; У. Глассера и социальные страхи.
11. Социальные страхи как форма культурной патологии.
12. застенчивость и социальные страхи в контексте различных культур.
13. Причины возникновения социальныхстрахов.
14. Коморбидные расстройства при социофобии и психосоциальные последствия.
15. Алгоритмы эмоционально-когнитивного реагирования на социальные ситуации при социофобии и в норме.
16. Телесная топология социальных страхов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».