Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Лабораторные | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 109 | 109 | 109 | 109 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 25.06.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г.. док. хим. наук, профессор
1.1. | Изучение методов анализа компонентов и БАВ растительного сырья Задачи: изучение методов анализа основных групп БАВ растительного сырья качественные и количественные методы химического анализа растительных веществ особенности пробоподготовки образцов для хроматографического анализа качественный и количественный хроматографический анализ различных групп веществ |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-9 | владением основными методами и приемами проведения экспериментальных исследований в своей профессиональной области; способностью проводить стандартные и сертификационные испытания сырья, готовой продукции и технологических процессов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | существующие методы анализа групп биологически активных веществ растительного сырья; теоретические положения, лежащие в основе современных химических и физикохимических методов анализа; природу и сущность явлений и процессов, лежащих в основе современных химических и физико-химических методов анализа, используемых для качественного и количественного определения биологически активных растительных веществ и компонетов растительного сырья; общие принципы проведения эксперимента, способы измерения аналитических сигналов и их специфичности в современных химических и физико - химических методах анализа; об основных нормативных документах, касающихся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать информационные источники справочного, научного, нормативного характера применяемые в технологии биологически активных веществ и биотехнологии; использовать основные нормативные документы, касающиеся производства, контроля качества, распространения, хранения и применения растительных биологически активных веществ; выбирать наиболее эффективные и рациональные методы анализа и контроля биологически активных веществ, принятой в мировой практике; применять принципы работы приборной базы для современных химических и физико-химических методов анализа; использовать методы теоретического и экспериментального исследования для идентификации и исследования биологически активных веществ в современных химических и физико-химических методах анализа на основе самостоятельного выбора схемы анализа и методики его проведения; оформлять результаты анализа с учетом метрологических характеристик. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками постановки эксперимента при проведении анализа биологически активных веществ; навыками качественного и количественного определения биологически активных веществ современными химическими и физико- химическими методами анализа на основе самостоятельного выбора метода анализа, схемы анализа и методики его проведения; навыками работы на современном аналитическом оборудовании; навыками расчета метрологических характеристик результатов анализа биологически активных веществ; навыками работы со стандартами на методы контроля биологически активных веществ; навыками представления полученных результатов в виде отчетов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в предметную область. Общая характеристика БАВ растений | ||||||
1.1. | Предмет аналитической химии биологически активных веществ | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Химическая и биологическая трансформация биологически активных веществ и её значение для создания новых соединений. | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Источники получения биологически активных веществ. Классификации биологически активных веществ по происхождению | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Характеристика процессов выделения БАВ: типы химических реакций, условия их проведения (экстремальные и приближенные к естественному биосинтезу). Понятие о правилах GMP. | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Нормативная документация на растительные биологически активные вещества и фармацевтические препараты | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Проблемы аналитического контроля и перспективные направления развития аналитического контроля биологически активны веществ | Сам. работа | 8 | 20 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Химические исследования растительных веществ | ||||||
2.1. | Общие подходы в оценке подлинности БАВ. Испытания на подлинность БАВ и лекарственных средств. | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Химические методы анализа в оценке подлинности БАВ (оценка мутности и степени прозрачности, цветности растворов, растворимости, использование фармакопейных химических реакций обнаружения неорганических катионов и анионов БАВ | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Способы установления доброкачественности БАВ и лекарственных средств | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Химические методы количественного анализа БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств: возможности и ограничения методов | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Количественный элементный анализ | Лекции | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Основы количественного функционального анализа органических БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств | Лекции | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Принципы выбора физических, химических и физико-химических методов для анализа БАВ, получаемых из растений | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Методы разделения и концентрирования в анализе БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств, получаемых из растений | Практические | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Количественное определение серы методом Шенигера | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Количественное определение галогенов методом Шенигера | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Количественное определение фенольной функции | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Количественное определение карбоксильной функции титрованием в неводной среде | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Количественное определение основных функций | Лабораторные | 8 | 4 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Качественное и количественное определение отдельных групп БАВ | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Современные методы химического анализа БАВ | Сам. работа | 8 | 60 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Хроматографические методы анализа БАВ и компонентов растительного сырья | ||||||
3.1. | Основы хроматографических методов анализа биологически активных веществ, лекарственных препаратов и косметических средств. Классификация методов хроматографии | Лекции | 8 | 2 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Жидкостная хроматография фенольных гликозидов. Алкалоиды растений. | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Хроматоспектрофотометрические методы контроля кумаринов и фурокумаринов в фармпрепаратах | Лекции | 8 | 1 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Методы хроматографии для качественного и количественного определения различных групп БАВ из растений | Практические | 8 | 8 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Определение БАВ методом тонкослойной хроматографии | Лабораторные | 8 | 6 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Современные физико–химические методы аналитического контроля биологически активны веществ | Сам. работа | 8 | 29 | ПК-9 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Раздел 1.Нормативная документация на биологически активные вещества и фармацевтические препараты Государственная система стандартизации, направленная на разработку нормативной документации лекарственных средств. Государственная фармакопея, фармакопейные статьи (ФС) и фармакопейные статьи предприятий (ФСП). Зарубежная нормативная документация: Международная, Европейская, Британская, Немецкая, Французская, Японская фармакопеи, Фармакопея США. Требования, определяющие порядок разработки нормативной документации на лекарственные средства. Система совершенствования и обязательность периодического пересмотра нормативной документации на лекарственные средства. Роль метрологии и стандартизации в контроле качества лекарственных средств. Области применения стандартных образцов лекарственных веществ. Принципы и методы статистической обработки данных в фармацевтической химии. Подтверждение соответствия. Основные цели, принципы и формы подтверждения соответствия. Особенности декларирования соответствия лекарственных средств. Раздел 2.Методы разделения и концентрирования в анализе БАВ, лекарственных препаратов и косметических средств. Разделение и концентрирование. Количественные характеристики разделения и концентрирования. Экстракция. Скорость экстракции. Классификация экстракционных процессов. Твердофазная и жидкостная экстракция. Электрохимические методы разделения. Электрофорез. Фронтальный, зонный, капиллярный электрофорез. Мицеллярная электрокинетическая хроматография. Методы физического, физико-химического и химического анализа и их применение в фармацевтическом анализе. Возможности и ограничения. Анализ двух и многокомпонентных лекарственных форм. Титриметрические методы анализа. Кислотно-основное титрование, осадительное титрование, комплексонометрическое титрование, окислительно-восстановительное титрование. Раздел 3. Методы хроматографии для качественного и количественного определения различных групп БАВ Хроматографические методы в анализе биологически активных соединений. Определение витаминов. Пробоподготовка при определении витаминов в различных объектах: фармпрепараты, премиксы, молочные смеси и др. Выбор подвижной и неподвижной фаз. Пути повышения селективности и эффективности хроматографического разделения. Использование ВЭЖХ для разделения оптически активных соединений. Хиральные селекторы: классификация, основные типы взаимодействий, определяющие энантиораспознавание. Выбор условий разделения. Пути повышения хроматографического разрешения. Практическое использование в анализе фармпрепаратов и биологически активных соединений. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств размещен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В.В. Кузнецова, В.В. Кузнецова, Г.А. | Молекулярно-генетические и биохимические методы в современной биологии растений / под ред: | Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний. - 498 с. , 2015 | : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=120582 |
Л1.2 | Ю. Бёккер ; пер. В.С. Курова. | Хроматография. Инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза : | М. : РИЦ "Техносфера", 2009, 2009 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И.Н. Мовчан, Р.Г. Романова, Т.С. Горбунова, И.И. Евгеньева | Основы аналитической химии. Химические методы анализа : учебное пособие : | - Казань : КНИТУ - 195 с. , 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Конюхов, В.Ю. Хроматография. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2012. — 224 с. | e.lanbook.com | ||
Э2 | Сычев, С.Н. Высокоэффективная жидкостная хроматография: аналитика, физическая химия, распознавание многокомпонентных систем. [Электронный ресурс] / С.Н. Сычев, В.А. Гаврилина. — Электрон. дан. — СПб. : Лань, 2013. — 256 с. | e.lanbook.com | ||
Э3 | Бёккер, Ю. Хроматография. Инструментальная аналитика: методы хроматографии и капиллярного электрофореза / Ю. Бёккер ; пер. В.С. Курова. - М. : РИЦ "Техносфера", 2009. - 472 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=89008 | ||
Э4 | Физические методы исследования и их практическое применение в химическом анализе / Н.Г. Ярышев, Ю.Н. Медведев, М.И. Токарев и др. - Издание второе, переработанное и дополненное. - М. : Прометей, 2015. - 196 с. | URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=426720 | ||
Э5 | Курс в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
001дК | лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Занятия лекционного типа В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на выполнение самостоятельной работы. В ходе лекций обучающимся рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации по их применению; - задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. В рабочих конспектах желательно оставлять поля, на которых во внеаудиторное время можно сделать пометки из учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся, дополняющего материал прослушанной лекции, а также пометки, подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Для успешного овладения курсом необходимо посещать все лекции, так как тематический материал взаимосвязан между собой. В случаях пропуска занятия студенту необходимо самостоятельно изучить материал и ответить на контрольные вопросы по пропущенной теме во время индивидуальных консультаций. Занятия семинарского типа (лабораторные занятия) Практические занятия – это активная форма учебного процесса. При подготовке к практическим занятиям обучающемуся необходимо изучить основную литературу, ознакомится с дополнительной литературой, учесть рекомендации преподавателя. Темы теоретического содержания предполагают дискуссионный характер обсуждения. Большая часть тем дисциплины носит практический характер, т.е. предполагает выполнение заданий и решение задач, анализ практических ситуаций. Самостоятельная работа (изучение теоретического курса, подготовка к лабораторным занятиям) Важной частью самостоятельной работы является чтение учебной и научной литературы. Основная функция учебников – ориентировать студента в системе знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены будущими специалистами по данной дисциплине. |