МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические аспекты СКФ-технологий
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент , Микушина И.В.;к.б.н., начальник Центра по развитию ЗАО «Алтайвитамины», Баташов Е.С.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.;к.х.н., доцент, Катраков И.Б.

Рабочая программа дисциплины
Экономические аспекты СКФ-технологий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Наталья Григорьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 31.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Наталья Григорьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений об экономических процессах фармацевтических предприятий в условиях трансформации и внедрения новых технологий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2: Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1: Способен проводить работы по обработке и анализу научно-технической информации и результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы формирования и механизмы рыночных процессов на микроуровне (фармацевтическое предприятие).
методологию маркетинговых исследований; принципы распределения и продвижения товара; основы разработки и использования инноваций в сфере управления фармацевтическим предприятием;
3.2.Уметь:
3.2.1.проводить маркетинговое исследование; определять функции и задачи финансового менеджмента на фармацевтическом предприятии; определять этапы маркетинговых исследований фармацевтического рынка; проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с функционированием фармацевтических предприятий; использовать его результаты для принятия управленческих решений.
проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с функционированием фармацевтических предприятий и использовать его результаты для принятия управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть методикой определения оптимальных цен на товар; анализом расчета производственной мощности; основами расчета материальных запасов; основами государственного регулирования и сертификации качества продукции фармацевтических предприятий.
приемами определения целевых рыночных сегментов и навыками сбора информации для анализа рынка фармацевтических препаратора; навыками анализа экономических показателей деятельности фармацевтических предприятий;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нормативно-правовые аспекты промышленной фармации
1.1. Теоретические основы здравоохранения и фармации. Нормативно-правовое регулирование деятельности в сфере обращения лекарственных средств; структура управления здравоохранением и фармацевтической. Основы государственной политики здравоохранения и фармации. Системы создания, воспроизводства промышленного производства, распределения лекарственных препаратов Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.2. Правовые основы фармацевтической деятельности. Основные нормативные акты международного права и права РФ обеспечивающими систему государственных гарантий в области лекарственного обеспечения. Вопросы права на занятие фармацевтической деятельностью и ответственности фармацевтических работников за правонарушения в сфере лекарственного обращения. Процедуру разработки и регистрации. Правовые основы защиты прав потребителей лекарственных средств. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.3. Методы контроля качества продукции фармацевтических предприятий. Современное состояние системы государственного контроля в регулировании отношений в сфере обращения лекарственных средств. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.4. Правовые основы и принципы здравоохранения. Моделирование систем. Концепция фармацевтической помощи Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.5. Вопросы рекламы ЛС. Правила и нормы делового оборота рекламы. Законодательные основы защиты прав потребителей ЛС. Правовые основы профессиональной деятельности в сфере обращения лекарственных средств. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.6. Государственное регулирование отношений в сфере обращения лекарственных средств в РФ. Контрольно-аналитическая лаборатория. GMP. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
1.7. Нормативно-правовые аспекты применения инновационных технологий в промышленном производстве фармацевтических препаратов Сам. работа 4 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Основы менеджмента фармацевтического предприятия
2.1. Информационное обеспечение фармацевтического бизнеса. Организация и современные виды информационного обслуживания; инструментальные средства компьютерных технологий, методы аналитико-синтетической переработки информации; изучения информационных потребностей, проведения социологических исследований. Порядок создания информационно-справочной системы о лекарственных средств. Методические подходы к рекламированию лекарственных средств и к оценке эффективности рекламы. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.2. Основы экономики фармацевтического предприятия. Принципы ценообразования и формирования спроса и предложения в рыночных условиях на фармацевтических предприятиях. Основные экономические законы на рынке лекарственных средств, общие и частные принципы фармацевтической экономики; характеристика экономических показателей, методы их анализа и планирования; основы ценообразования на лекарственные средства, принципы разработки производственных и финансовых планов деятельности. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.3. Учет и анализ хозяйственно-финансовой деятельности фармацевтического предприятия Функции и задачи финансового менеджмента на фармацевтическом предприятии. Виды и методы финансового контроля Технология учета имущества и хозяйственных операций; методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности фармацевтических предприятий; порядок проведения инвентаризации. Лекции 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1
2.4. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Анализ рыночных и специфических рисков, связанных с функционированием фармацевтических предприятий; применение его результатов для принятия управленческих решений Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.5. Фармацевтическая информация и реклама лекарственных средств Методические подходы к рекламированию лекарственных средств и к оценке эффективности рекламы. Практические 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.6. Экономический анализ хозяйственной деятельности. Роль планирования в управлении фармацевтическим предприятием Ценообразование лекарственных средств. Государственное регулирование цен на ЛП. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.7. Учет денежных средств и расчетных операций. Учет труда и заработной платы. Автоматизация бухгалтерского учета. Компьютерные программы Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
2.8. Экономика фармацевтического предприятия в условиях внедрения новых СКФ-технологий Сам. работа 4 20 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Основы фармацевтического маркетинга
3.1. Концепции фармацевтического маркетинга. Методология и этапы маркетинговых исследований фармацевтического рынка. Модели выбора целевого рынка. Основные концепции фармацевтического маркетинга. Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.2. Принципы распределения и продвижения товара фармацевтических предприятий Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.3. Теория и практика фармацевтического менеджмента. Модели и методы в фармацевтическом менеджменте. Методы принятия управленческих решений в фармации Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.4. Стратегии маркетинга в фармацевтическом бизнесе. Методические основы маркетинговых исследований Сегментирование фармацевтического рынка, определение оптимального ассортимента и эффективной сбытовой политики. фармацевтического рынка. Маркетинговый план, как функция эффективной деятельности организации. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.5. Факторы распределения на фармацевтическом рынке Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.1
3.6. Основные концепции фармацевтического маркетинга с учетом внедрения инновационных СКФ-технологий Сам. работа 4 24 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.7. Подготовка к зачету Сам. работа 4 12 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Обоснуйте актуальность внедрения системы бизнес - планирования на фармацевтических предприятиях на современном этапе.
2. Какие уровни планов выделяются исходя из горизонтов планирования?
3. Дайте характеристику краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов.
4. Какие периоды являются плановыми для краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планов?
5. Какие планы преимущественно используются для оценки эффективности деятельности компании?
6. Чем отличается планирование, относящееся к текущей деятельности, и планирование, ориентированное на развитие компании?
7. Каковы основные отличия бизнес-планов от других форм планирования?
8. С какой целью проводится оценка ресурсов? Каков алгоритм оценки ресурсов?
9. Перечислите основные разделы производственных инвестиционных бизнес-планов.
10. Почему раздел «Анализ рынка и маркетинг проекта» на практике часто оказывается наиболее слабой составляющей бизнес-плана?
11. Какие аспекты включает в себя анализ продуктовых рынков, на которые нацелен проект?
12. С какой целью проводится анализ конкурирующих продуктов?
13. Что представляет собой производственная программа?
14. Каким образом демонстрируются потенциальные возможности менеджмента проекта?
15. Как проводится расчет фонда оплаты труда?
16. Перечислите данные, которые необходимы для определения доходов от основной деятельности.
17. Опишите структуру инвестиционных затрат.
18. Дайте определение сметы текущих затрат.
19. Раскройте понятия основных и накладных расходов.
20. С учетом каких накладных расходов формируется цеховая себестоимость, производственная себестоимость и полная себестоимость?
21. Дайте определение кредиторской и дебиторской задолженности. Какая из них включается в состав оборотных средств?
22. Как рассчитывается производственно-необходимый оборотный капитал и чистый оборотный капитал? Приведите формулу расчета отдельных составляющих оборотного капитала.
23. Сформулируйте вопросы бизнес планирования, которые решаются в ходе определения потребности в оборотном капитале.
24. В чем суть процесса финансирования и в чем его отличие от процесса инвестирования?
25. Приведите структуру капитала компании.
26. Назовите основные составляющие внутреннего финансирования.
27. Приведите примеры форм заемного финансирования.
28. Раскройте понятие устойчивости и ликвидности.
29. Какой показатель рассматривается в качестве конечного финансового результата деятельности компании?
30. Какой показатель отражает собственный капитал компании, накопленный в результате ее непосредственной деятельности?
31. Приведите формулы расчета рентабельности продаж. Что показывают данные коэффициенты?
32. Как рассчитывается коэффициент обслуживания долга и что он отражает?
33. По какой стоимости в балансовой ведомости учитываются основные средства?
34. Как рассчитываются и что отражают коэффициенты покрытия и автономии? Какой из показателей используется для оценки требований к вертикальной структуре баланса, а какой к горизонтальной?
35. Как можно охарактеризовать сравнительную ликвидность различных видов активов? Какие активы обладают наибольшей степенью ликвидности?
36. группу показателей ликвидности. Как они рассчитываются и что отражают?
37. На каком этапе реализации проекта денежные потоки приобретают положительное значение?
38. Приведите общепринятые показатели оценки эффективности проекта. Как они рассчитываются?
39. Какие показатели относятся к абсолютным критериям оценки эффективности проекта, а какие к относительным?
40. С какой целью проводится оценка эффективности бизнес-плана? Какое значение оценка эффективности имеет для бизнес- планирования?
41. Дайте пояснение того, что такое риски и как их можно классифицировать.
42. Укажите типичные источники рисков, связанных с реализацией бизнес-планов.
43. Какие методы оценки рисков существуют? Какие из них чаще всего используются для оценки рисков в бизнес планировании?
44. Что такое точка безубыточности и как она рассчитывается? Как точка безубыточности может быть использована для оценки рисков проекта?
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств
Представлен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. И. А. Наркевича - Управление и экономика фармации [Электронный ресурс] : М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017, 2017 http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970442265.html
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.Ю. Залепугин, Н.А. Тилькунова, И.В. Чернышова, В.С. Поляков Развитие технологий, основанных на использовании сверхкритических флюидов: , http://scf-tp.ru/articles/2006_01/3.pdf
Л2.2 Д.Ю. Залепугин, Н.А. Тилькунова, И.В. Чернышова Использование сверхкритических флюидов для получения нано- и микроформ фармацевтических субстанций: , http://scf-tp.ru/articles/2008_01/download/scf-tp_v003_01_2008_pp_05-23.pdf
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № лицензии 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная);
Microsoft Office 2010 № лицензии 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная).
6.4. Перечень информационных справочных систем
https://elibrary.ru
http://www.scopus.com

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины «Экономические аспекты сверхкритических флюидных технологий» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «Экономические аспекты сверхкритических флюидных технологий» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими (семинарскими) занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических (семинарских) занятиях. Аудиторные занятия (лекции и практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к практическим занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях. Перед каждым практическим занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению работы.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- правильность ответов на вопросы и задания практической направленности при выполнении практических работ, качество выполнения работ, полнота и точность ответов при защите отчетов по практическим работам;
- верное решение задач;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
Промежуточный контроль в форме зачета (дифференцированного зачета) .
В Время на подготовку к зачету студент регулирует самостоятельно.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
Подготовка к практическим (семинарским) занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.