МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки05.06.01. Науки о Земле
НаправленностьГеоэкология; Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_06_01_Науки о Земле-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 52
самостоятельная работа 65
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) 2 (3) Итого
Недель 20 20,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 14 14 14 14 28 28
Сам. работа 46 46 19 19 65 65
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):
доцент, Бутина А.В.

Рецензент(ы):
заведующий кафедрой, Черданцева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология и методы научных исследований в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014г. №870)

составлена на основании учебного плана:
05.06.01 НАУКИ О ЗЕМЛЕ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черданцева Инна Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 22.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой Черданцева Инна Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины – подготовка будущих специалистов к самостоятельным научным исследованиям, изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования, усвоение процедуры научного исследования, последовательности и специфики каждого из его этапов.
Задачи дисциплины:
1. Ознакомление студентов с научной терминологией и основными методами научных исследований
2. Освоение принципов основных философских, общенаучных и частнонаучных подходов и их принципов методологической базы научных исследований
3. Определение основных возможных направлений и форм научных исследований профессиональной сферы.
4. Изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования.
5. Изучение конкретных методов и технологий исследования и проектирования социально-экономических систем и процессов, позволяющее студенту участвовать в научно-исследовательских работах университета, грамотно
оформлять результаты исследований.
6. Изучение требований к студенческим проектам и технологии их выполнения, позволяющее на высоком научном уровне разрабатывать курсовые и дипломные работы и проекты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью осуществлять анализ, планирование, разработку и реализацию комплексного процесса научного исследования, вносить оригинальный вклад в развитие научных знаний с опорой на современные подходы, презентовать результаты научного исследования в виде публикаций и продвигать научные достижения в профессиональной деятельности
ПК-3 способностью демонстрировать системное понимание в профессиональной области и получать научные результаты, удовлетворяющие установленным требованиям к содержанию диссертаций на соискание учёной степени кандидата наук
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы научного исследования;
- основные этапы научного исследования и их специфику;
- направления научных исследований в профессиональной сфере;
- общие принципы научного проектирования в профессиональной сфере;
- основные компоненты и методику написания научно-исследовательской работы;
- требования к оформлению научных работ;
- основные источники научной информации;
- концептуальные основы научно-исследовательской деятельности;
- структуру и специфику основных разделов курсового исследования и НКР;
- правила и требования к оформлению научного исследования;
- типы мировоззрения;
- основные функции философии;
- специфику ведения философского диалога;
- основы и принципы критической рефлексии;
- понятие, классификацию и средства информационных и коммуникационных технологий;
- принципы, особенности и возможности применения информационно-коммуникативных технологий в научном познании;
- принципы и методика сбора и размещения научной информация для научного исследования студента (статьи,сборники, монографии, диссертации и авторефераты);
- основные особенности eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ);
- достоинства, недостатки и особенности применения системы поиска eLIBRARY.ru;
- философские и общенаучные методы научного исследования;
- основные истоки и источники подходов к исследованию проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- основные идеи представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии естественно-научного и социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- понятие, функции и классификацию научных методов;
- понятие метода и методологии научного исследования;
- частные научные методы, применяемые с профессиональной сфере;
- источники и основные концепции, рассматриваемые в содержании курса;
- специфику и значение логических и внелогических (психологических, эмоциональных, риторических,эстетических и нравственных) аспектов аргументации;
- основные виды и способы обоснования и критики убеждений;
- основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в профессиональной сфере
- основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в профессиональной сфере
- основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в профессиональной сфере
- основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в профессиональной сфере
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать научные концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- применять полученные знания для анализа общественных явлений;
- выявлять коллективные, мифологические, пралогические проявления психики;
- использовать социально-философские концепции для формирования и обоснования собственных убеждений;
- выбрать тему научного исследования, определить цели задачи, объект, предмет исследования;
- самостоятельно проводить сбор научной информации;
- применять навыки самостоятельной работы и развития своих творческих способностей и логического мышления;
- применять в научной деятельности правила и требования к оформлению научного исследования;
- применять в научном исследовании студента принципы, особенности и возможности информационнокоммуникативных технологий;
- применять принципы и методику сбора и размещения научной информация (статьи, сборники, монографии,диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- применять систему поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- определить основные подходы к исследованию проблем методологии естественно-научного и социальногуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- выявить основы и специфику взаимодействия позитивистского и герменевтического подходов;
- указать основные варианты синтеза идей представителей позитивистского и герменевтического подходов по поводу решения проблем методологии социально-гуманитарного познания в XIX-XX вв.;
- применять основные методологические подходы социально-философские знания для анализа общественных
явлений;
- выбрать метод и методику проведения исследовательских работ;
- выдвинуть научную гипотезу и осуществить ее экспериментальную проверку;
- использовать первоисточники в процессе научного исследования;
- совмещать поля аргументации;
- применять основные частные и конкретные методы социальных исследований применяемые в профессиональной сфере;
- применять основные частные и конкретные методы социологических исследований применяемые в профессиональной сфере;
- применять основные частные и конкретные методы психологических исследований применяемые в профессиональной сфере;
- применять основные частные и конкретные методы экономических исследований применяемые в профессиональной сфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с научной литературой и методикой написания учебных и научно-исследовательских работ (рефератов, статей, курсовых, выпускной квалификационной работы);
- навыкам творческого мышления, позволяющими использовать имеющиеся знания и генерировать новые.
- навыками самостоятельного поиска информации как в печатных, так и электронных каталогах, изданиях и платформах;
- пользоваться различными поисковыми режимами в электронных каталогах, изданиях и платформах;
- навыками выявления и совмещения полей аргументации;
- навыками коммуникации, понимать еѐ философское значение;
- навыками применения в научном исследовании студента принципов, особенностей и возможностей информационно-коммуникативных технологий;
- навыками применения принципов и методики сбора и размещения научной информация (статьи, сборники,монографии, диссертации и авторефераты) в процессе научного исследования студента;
- навыками использования системы поиска eLIBRARY.ru в процессе научного исследования студента;
- основными методами научного познания и видеть специфику естественно-научного и социально-гуманитарного познания;
- навыками герменевтического и позитивистского анализа современных социальных явлений и процессов;
- навыками корректного и логически правильного выражения своего мнения;
- общелогическими методами научного познания и основными видами умозаключений в процессе профессиональной деятельности;
- общими принципами и навыками научного анализа в сфере проектирования и оптимизации туризма;
- навыками анализа экономической сферы туристского предприятия и организации;
- научного анализа проблемы;
- навыками применения инновационных методологических, прикладных подходов в исследовании проблемы;
- навыками применения коммуникативных технологий в сфере сервиса и туризма;
- навыками аналитической оценки естественно-научного и социально-гуманитарного материала;
- навыками ведения исследовательской работы по конкретным проблемам;
- владеть навыками применения в научной деятельности правил и требований к оформлению научного исследования;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социальных исследований в профессиональной сфере;
- навыками применения основных частных и конкретных методов социологических исследований в профессиональной сфере;
- навыками применения основных частных и конкретных методов психологических исследований в профессиональной сфере;
- навыками применения основных частных и конкретных методов экономических исследований в профессиональной сфере.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Общая характеристика научных исследований в профессиональной сфере.
1.1. Роль и основные направления научных исследований в мире. Организация научно-исследовательской работы в России. Лекции 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Роль и основные направления научных исследований в мире. Организация научно-исследовательской работы в России. Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Роль и основные направления научных исследований в мире. Организация научно-исследовательской работы в России. Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Позитивистский и герменевтический проекты методологии и методов социальногуманитарного познания
2.1. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Предпосылки позитивистского и герменевтического проектов социально-гуманитарного познания. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Проблема методов и методологии в науке и в философии науки. Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в «классическом» позитивизме (О. Конт, Г. Спенсер) и герменевтике (Ф. Шлейермахер). Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Уровни познания и формы знания в социальногуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.8. Уровни познания и формы знания в социальногуманитарном исследовании. Эмпирический и теоретический уровень социального познания Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.9. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус)и герменевтика (В. Дильтей). Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.10. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в эмпириокритицизме (Э. Мах и Р. Авенариус)и герменевтика (В. Дильтей). Сам. работа 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.11. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л.Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер) Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.12. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания в неопозитивизме (Б. Рассел, Р. Карнап, Л. Витгенштейн ) и герменевтике (М. Хайдеггер). Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.13. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Практические 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
2.14. Методологические проблемы социально-гуманитарного познания постпозитивизме (К. Поппер, Т. Кун) и герменевтике (Х.-Г. Гадамер). Сам. работа 2 6 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Раздел 3. Методологические основания научных исследований
3.1. Объект и основные аспекты научных исследований в в профессиональной сфере. Методологические подходы к изучению профессиональной сферы. Лекции 2 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Объект и основные аспекты научных исследований в в профессиональной сфере. Методологические подходы к изучению профессиональной сферы. Практические 2 4 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Объект и основные аспекты научных исследований в в профессиональной сфере. Методологические подходы к изучению профессиональной сферы. Сам. работа 2 6 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Зачет Зачет с оценкой 2 0 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Раздел 4. Методология и методы социологических исследований в профессиональной сфере
4.1. Теоретико-методологические основы социологических исследований в профессиональной сфере Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.2. Теоретико-методологические основы социологических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.3. Методы социологических исследований в профессиональной сфере Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
4.4. Методы социологических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Раздел 5. Методология и методы психологических исследований в профессиональной сфере
5.1. Теоретико-методологические основы психологических исследований в профессиональной сфере Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
5.2. Теоретико-методологические основы психологических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
5.3. Методы и процедуры психологических исследований в профессиональной сфере Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
5.4. Методы и процедуры психологических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Раздел 6. Методология и методы экономических исследований в профессиональной сфере
6.1. Теоретико-методологические основы экономических исследований в профессиональной сфере Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.2. Теоретико-методологические основы экономических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.3. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в профессиональной сфере Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
6.4. Методы решения социально-экономических проблем и научных экономических исследований в профессиональной сфере Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Раздел 7. Научное исследование студента: общая характеристика, структура и требования. Методика проведения научного исследования студента и написания итоговой работы
7.1. Научная квалификационная работа: основные особенности, требования и структура Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.2. Научная квалификационная работа: основные особенности, требования и структура Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.3. Структура «Введения» к научной квалификационной работе и основные требования к ее составляющим. Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.4. Структура «Введения» к научной квалификационной работе и основные требования к ее составляющим. Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.5. Стратегия и тактика проведения научного исследования Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.6. Стратегия и тактика проведения научного исследования Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.7. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.8. Общая характеристика eLIBRARY.ru - российской научной электронной библиотеки, интегрированной с Российским индексом научного цитирования (РИНЦ) Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.9. Требования к результатам научного исследования. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования. Лекции 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.10. Требования к результатам научного исследования. Понятие и критерии новизны результатов научного исследования. Сам. работа 3 1 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.11. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи,теоретико -методологические основы и методы исследования) Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.12. Формулировка темы, оглавление и проект минимального "Введения" к будущей итоговой работе (актуальность, степень изученности, объект, предмет, цель, задачи,теоретико -методологические основы и методы исследования) Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.13. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Практические 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.14. Проект заявки на грант по тематике связанной с темой научного исследования Сам. работа 3 2 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1
7.15. Экзамен Экзамен 3 27 ПК-1, ПК-3 Л2.2, Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В.К. Новиков Методология и методы научного исследования: курс лекций Москва : Альтаир : МГАВТ, 2015 (ЭБС "Университетская библиотека online") biblioclub.ru
Л1.2 Байбородова Л.В., Чернявская А.П. Методология и методы научного исследования 2-е изд., испр. и доп. : Учебное пособие ЮРАЙТ, 2018 https://biblio-online.ru/viewer/metodologiya-i-metody-nauchnogo-issledovaniya-411432
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мокий, В. С., , Т. А. Лукьянова. Методология научных исследований. Трансдисциплинарные подходы и методы: учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2019 https://www.biblio-online.ru/bcode/441285
Л2.2 Лебедев С.А. Философия науки : Учебное пособие М.:ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/96CAA82F-C430-46E9-B517-257F5DA6567A.
Л2.3 Канке В. А. Философия математики, физики, химии, биологии: учеб. пособие М.: КноРус, 2016
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э2 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э3 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э4 Курс на ЕОП АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт «Философия без границ»: http://platonanet.org.ua/
Журнал «Вопросы философии»: http://vphil.ru/
Библиотека по философии: http://lib.ru/FILOSOF/
Институт философии РАН: философия в России: www.philosophy.ru
LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ: http://www.library.ru/
Научная электронная библиотека ФГБОУ ВПО «АлтГУ»: http://www.lib.asu.ru
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/
ЭБС «Лань»: http://www.e.lanbook.com
Университетская библиотека ONLINE: http://www.biblioclub.ru
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
Научная электронная библиотека: http://www.elibrary.ru
Электронная библиотека но философии: http://rilosof.historic.ru;
Интернет-библиотека Института философии РАН http://www.philosophy.ru/library/library.html
Электронная база данных «Scopus»: http://www.scopus.com
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: https://elibrary.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать
подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. Основные принципы организации работы студентов в ходе лекционных занятий:

1. Систематизация лекционного материала. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к
итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.),
подчеркните их. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это
приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно,
стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание студента сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях студент некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
4. Корректность. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
5. Повторение. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Таким образом, конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к
успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического
материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;
2. умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
3. овладение понятийным аппаратом в области данной философской дисциплины;
4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе практического занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:
5. повторение и закрепление знаний;
6. контроль;
7. педагогическое общение.

Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа
позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к практическим
занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, хрестоматии, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским и научным понятиям каждого практического занятия. Самостоятельную подготовку к практическому
занятию необходимо дополнить изучением понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть
проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: ЭБС Юрайт, университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно- библиотечная система «Лань»
(http://e.lanbook.com/).В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Отвечать на тот или иной вопрос
студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.
Принимайте участие в дискуссиях, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к практическим занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к
практическому занятию.

При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.
В процессе освоения данного курса студенты должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студентов.
Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
1. закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;
3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;
5. формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:
1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
2. выполнять предлагаемые задания;
3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа студента делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к практическим занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей
автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студента конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для
самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а
постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения
самоконтроля и оценочные компетенции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ.
Для подготовки к зачету и экзамену используйте перечень примерных вопросов. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекциях и практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более
детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекциях и практических занятиях, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед
зачетом. Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, обязательна иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской
аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.