МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Катастрофы водных систем

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра природопользования и геоэкологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 44 43 44 43
Итого 72 71 72 71

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Барышников Г.Я.

Рецензент(ы):
к.г.н., доцент, Козырева Ю.В.

Рабочая программа дисциплины
Катастрофы водных систем

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 Экология и природопользование (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра природопользования и геоэкологии

Протокол от 11.06.2019 г. № 239
Заведующий кафедрой Барышников Геннадий Яковлевич д.г.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса "Катастрофы водных систем" является формирование у студентов, компетенций, системы знаний, умений и навыков, которые позволяют им профессионально оценивать и анализировать формирование речных долин и влияние гидрогенных катастроф на их развитие.

Задачи курса:
 дать общие знания по катастрофам водных систем.
 выявить факторы, вызывающие гидрогенные катострофы;
 сформировать представления о формированиии речной сети Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- на высоком уровне основные региональные и глобальные геологические проблемы;
- основные черты гидрогенных катастроф;
- особенности развития речных систем;
- основную информацию из курсов геология и гидрология;
3.2.Уметь:
3.2.1.- интерпретировать и анализировать различные ситуации в области знаний о геосферах Земли;
- использовать приобретенные знания при решении региональных и глобальных геологических проблем;
- анализировать геологическую и геоэкологическую информацию по водным системам;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации;
- опыт профессиональной деятельности при проведении полевых и лабораторных исследований;
- опыт участия в решении региональных и глобальных геологических проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Оледенение на Алтае.
1.1. Распространение горно-долинного оледенения на Алтае. Влияние ледников на формирование речных долин. Образование подпрудных озер. Лекции 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.2. Распространение горно-долинного оледенения в мире и России. Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.3. Распространение горно-долинного оледенения в мире и России. Сам. работа 6 6 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Вклад горно-долинного оледенения в образование Телецкого озера.
2.1. Вклад горно-долинного оледенения в образование Телецкого озера. Лекции 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
2.2. Озера мира и России, сформированные в резуельтате деятельности горных ледников. Практические 6 2 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
2.3. Озера мира и России, сформированные в резуельтате деятельности горных ледников. Сам. работа 6 6 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие речных долин.
3.1. Формирование гидрологической сети р. Бии. Лекции 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.2. Гиганская рябь течений. История формирования террас р. Бии. Практические 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.3. Гиганская рябь течений. История формирования террас р. Бии. Сам. работа 6 6 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.4. Формирование бассейна реки Катуни. Лекции 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Катастрафический поток в долине р. Катунь. Формирование террас р. Катунь. Майминский вал. Практические 6 4 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.6. Катастрафический поток в долине р. Катунь. Формирование террас р. Катунь. Майминский вал. Сам. работа 6 6 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.7. Влияние древних озерных бассейнов на развитие р. Иша. Лекции 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л1.1
3.8. Надпойменные террасы Ануя. Практические 6 2 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
3.9. Надпойменные террасы Ануя. Сам. работа 6 4 ПК-17 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Катастрафические потоки
4.1. Тужарское палеоозеро и долина р. Башкаус. Лекции 6 1 ПК-17 Л2.3, Л1.1
4.2. Чуйско-Курайское палеобассейн озерного типа. Лекции 6 1 ПК-17 Л2.3, Л1.1
4.3. Последствие катастрофических прорывов подпрудных озер на Алтае. Практические 6 4 ПК-17 Л2.2, Л2.3, Л1.1
4.4. Последствие катастрофических прорывов подпрудных озер на Алтае. Сам. работа 6 5 ПК-17 Л2.3, Л1.1
4.5. Подготовка к зачету Сам. работа 6 10 ПК-17 Л2.2, Л1.2, Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. В какое время получило значительное распространение горно-долинное оледенение на Алтае.
2. Масштабы распространение горно-долинного оледенения.
3. Как горные ледники влияют на формирование речных долин?
4. Опишите процесс образование подпрудных озер.
5. Каков вклад горно-долинного оледенения в формирование Телецкого озера?
6. Что такое "гигантская рябь"?
7. Каким образом происходило формирование террас р. Бия?
8. Главные факторы формирования долины реки Катунь.
9. Что такое Майминский вал?
10. Катастрофический поток в долине р. Катунь.
11. Каким образом происходило формирование террас р. Катунь.
12. Надпойменные террасы Ануя.
13. Тужарское палеоозеро и последствия его прорыва.
14. Чуйско-Курайское палеобассейн озерного типа.
15. Последствия прорыва Чуйско-Курайского палеоозера.
16. Приведите примеры подпрудных озер Алтая.
17. Распространение горно-долинного оледенения в мире.
18. Распространение горно-долинного оледенения в России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Примеры развития горно-ледникового оледенения на территории России.
2. Влияние горных ледников на формирование речных долин.
3. Влияние горно-ледникового оледенения на формирование озер.
4. Подпрудные озера, и последствия их прорыва.
5. Телецкое озеро: история формирования и развития.
6. История формирования и развития Курайской впадины.
7. История формирования и развития Чуйской котловины.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Программа ФОС по дисциплине "Катастрофы водных систем" (по каждому разделу) приведена в ФОСе по учебной дисциплине.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Окишев П.А. Рельеф и оледенение Русского Алтая: Монография Изд-во Том. ун-та, 2011 ggf.tsu.ru
Л1.2 Г. Я. Барышников Рельеф переходных зон горных стран: монография Изд-во АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кныш С. К. Общая геология: учебное пособие Издательство Томского политехнического университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Михайлов В. Н., Добролюбов С. А. Гидрология: учебник для вузов: учебник Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
Л2.3 Б. Н. Лузгин Катастрофические ситуации и катастрофы в Алтайском регионе: монография Изд-во АлтГУ,, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Последнее оледенение в бассейне верхнего течения реки Коксы ggf.tsu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение: Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных "Scopus" (https://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY (https://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Работа над конспектом лекции
Основу теоретического обучения студентов составляют лекции. Они дают систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их активной познавательной деятельности, творческого мышления, развитию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные).
Знакомство с дисциплиной происходит уже на первой лекции, где от студента требуется не просто внимание, но и самостоятельное оформление конспекта. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Осуществляя учебные действия на лекционных занятиях, студенты должны внимательно воспринимать действия преподавателя, запоминать складывающиеся образы, мыслить, добиваться понимания изучаемого предмета, применения знаний на практике, при решении учебно-профессиональных задач. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. В процессе работы на лекции необходимо так же выполнять в конспектах модели изучаемого предмета (рисунки, схемы, чертежи и т.д.), которые использует преподаватель.
Непременным условием глубокого усвоения учебного материала является знание основ, на которых строится изложение материала. Обычно преподаватель напоминает, какой ранее изученный материал и в какой степени требуется подготовить к очередному занятию. Обращение к ранее изученному материалу не только помогает восстановить в памяти известные положения, выводы, но и приводит разрозненные знания в систему, углубляет и расширяет их. Каждый возврат к старому материалу позволяет найти в нем что-то новое, переосмыслить его с иных позиций, определить для него наиболее подходящее место в уже имеющейся системе знаний. Неоднократное обращение к пройденному материалу является наиболее рациональной формой приобретения и закрепления знаний.
Работа с рекомендованной литературой
При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к семинару
Для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе, затем выполнить самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. При подготовке к семинару можно выделить 2 этапа:
- организационный,
- закрепление и углубление теоретических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает:
- уяснение задания на самостоятельную работу;
- подбор рекомендованной литературы;
- составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, разобраться в иллюстративном материале, задачах.
Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. Одобряется и поощряется инициативные выступления с докладами и рефератами по темам семинарских занятий.
Подготовка докладов, выступлений и рефератов