МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Лужбина Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Любимова Ольга Марковна

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения(приказ Минобрнауки России от 19.12.2016г. №1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д-р.псх.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р.псх.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса.
Задачи курса:
- интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности;
- сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса;
- познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся;
- обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью использовать закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- ключевые методологические, методические и технологические основы изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе;
- о роли значении данного курса для психолого-педагогической теории и практики;
- о ключевых методологических, методических и технологических основах изучения психолого-педагогических явлений в образовательном процессе;
- о понятийно-категориальном аппарате, принципах и основных проблемах педагогической психологии;
- об основных принципах и закономерностях взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека;
- о психолого-педагогических концепциях и моделях обучения;
- о психологических основах личности и деятельности педагога;
- об основах педагогического общения и взаимодействия;
- о психологических механизмах и закономерностях воспитания личности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать понятийно-категориальный аппарат и тезаурус педагогической психологии;
- применять психологические знания для достижения вершин профессионализма в своей практической деятельности;
- выявлять связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия;
- определять особенности организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
- выделять факты, механизмы, закономерности традиционного, личностно-ориентированного и развивающего обучения;
- конструировать и анализировать различного типа учебно-воспитательные ситуации, а также прогнозировать их эффективность при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности;
- определять уровни сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося;
- применять основные способы и приемы управления внутренней и внешней активностью субъектов образовательного процесса;
- определять методы и модели воспитания на основе полученных знаний.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- работы с учебной и научной психолого-педагогической литературой;
- разработки программы психодиагностического обследования умственного развития учащегося в процессе обучения;
- диагностики, оценки и описания уровней сформированности компонентов учебной деятельности обучающегося;
- критического анализа моделей обучения с точки зрения психологической безопасности, грамотности и эффективности;
- учета психологических факторов и социально-психологических явлений в процессе взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
- анализа и решения психолого-педагогических проблемных ситуаций в образовательном процессе;
- психологического анализа урока (занятия).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Психологические аспекты обучения
2.1. Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе Сам. работа 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Соотношение обучения и развития Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики Сам. работа 4 9 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Общепсихологическая характеристика учебной деятельности Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Психологические основы типов обучения Лекции 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.6. Психологические основы типов обучения Сам. работа 4 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.7. Особенности теории и практики развивающего образования Практические 4 4 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.8. Особенности теории и практики развивающего образования Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога
3.1. Педагог как субъект педагогической деятельности Сам. работа 4 8 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Психологические аспекты личности и деятельности педагога Сам. работа 4 6 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Психологические закономерности педагогического общения Практические 4 2 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Психологические основы воспитания
4.1. Сущность и психологические методы воспитания Сам. работа 4 10 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Психолого-педагогические аспекты воспитания Сам. работа 4 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Особенности профессионального взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса Сам. работа 4 12 ОПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Н. Фоминова, Т. Л. Шабанова Педагогическая психология: учебное пособие Москва : ФЛИНТА, 2021 biblioclub.ru
Л1.2 И.В. Марусева Современная педагогика (с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов М. ; Берлин : Директ-Медиа, электронный, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=279291
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Габай Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов М. : Академия, 32 шт., 2010
Л2.2 Т. В. Манянина Коммуникативная компетентность в педагогическом общении (в аспекте психологической культуры педагога) : учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 78 шт., 2007
Л2.3 .Л. Шабанова, А.Н. Фоминова. Педагогическая психология: учебное пособие М. : Флинта, электронный, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=79468
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line.
Э2 http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань».
Э3 Курс в Мудл "Педагогическая психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.