МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Реализация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедрой
Направление подготовки09.06.01. Информатика и вычислительная техника
НаправленностьМатематическое моделирование, численные методы и комплексы программ
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_06_01_ИВиТ_Мат_ моделир-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 90
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. пед. наук, доцент, Тихонова О.Н.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Реализация инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.06.01 ИНФОРМАТИКА И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 30.07.2014 г. № 875)

составлена на основании учебного плана:
09.06.01 Информатика и вычислительная техника
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Протокол от 08.12.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Протокол от 08.12.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у будущих преподавателей системы представлений об организации и осуществлении педагогического сопровождения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 способностью следовать этическим нормам в профессиональной деятельности
УК-6 способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития
ОПК-8 готовностью к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования
ПК-2 способностью к разработке новых методов исследования и их применению в области математического моделирования природных процессов и социально-экономических систем, системного анализа, проектирования комплексов программ в сфере науки, техники, технологии и педагогики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями;
модели проектирования совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями;
перечень и основные положения нормативно-правовых документов инклюзивного образования и индивидуализации обучения;
технологии и принципы диагностирования образовательных результатов, механизмы выявления индивидуальных особенностей и способы преодоления затруднений в обучении;
особенности гибкого управления образовательным процессом, основы построения стандартных и индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
особенности проектирования и использования психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности;
общие и специфические особенности психофизического развития обучающихся с особыми образовательными потребностями;
особенности организации сетевой формы реализации профессиональных образовательных программ с использованием ресурсов организаций, осуществляющих образовательную деятельность и технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать технологии и методы организации взаимодействия участников образовательных отношений и социальные сети для организации взаимодействия с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
проектировать специальные условия и применять психолого-педагогические технологии при инклюзивном образовании обучающихся с особыми образовательными потребностями;
проектировать и организовывать деятельность обучающихся с особыми образовательными потребностями по овладению адаптированной образовательной программой инклюзивного образования;
разрабатывать программы регулярного отслеживания результатов освоения образовательной программы обучающимися;
разрабатывать и реализовывать программы целенаправленной деятельности по преодолению трудностей в обучении;
использовать современные способы диагностики и мониторинга образовательных результатов;
проектировать и применять оптимальные формы и технологии организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками осуществления деятельности по проектированию и использованию эффективных психолого-педагогических, в том числе инклюзивных, технологий в профессиональной деятельности для индивидуализации обучения, развития, воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями;
методами регулярного отслеживания результатов освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ;
навыками осуществления деятельности по проектированию организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обучение лиц с овз
1.1. Особенности организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекции 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Особенности организации образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 2 14 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Содержание социально-педагогической поддержки обюучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекции 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Содержание социально-педагогической поддержки обюучающихся с ограниченными возможностями здоровья Практические 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Содержание социально-педагогической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 2 12 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Нормативные правовые основы управления организацией образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекции 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Нормативные правовые основы управления организацией образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Практические 2 4 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Нормативные правовые основы управления организацией образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 2 12 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Составление программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Практические 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Составление программ образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 2 12 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Технологии образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Лекции 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Технологии образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Практические 2 2 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Технологии образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Сам. работа 2 12 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Подготовка к зачету Сам. работа 2 28 ПК-2, УК-5 Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Михальчи, Е. В. Инклюзивное образование : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры (Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс). М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/9A31BA6C-609B-4E1D-ABEC-33323E4072A9
Л1.2 О.А. Подольская Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=477607
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Староверова М.С., Ковалев Е.В., Захарова А.В., Рыжикова Е.И., Чабановская Е.В., Кулакова Е.В., Любимова М.М., Комлева Г.М., Гладилина Л.Н., Борисова Е.Б., Ананьева Е.В., Кузнецова Л.В. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учебно-методическое пособие ВЛАДОС, 2014 www.studentlibrary.ru
Л2.2 З.Г. Нигматов, Д.З. Ахметова, Т.А. Челнокова Инклюзивное образование: история, теория, технология.: Познание, табл. - (Педагогика, (Психология и технологии инклюзивного образования). - Библиогр. в кн. Институт экономики, управления и права (г. Казань), Кафедра теоретической и инклюзивной педагогики. - Казань , 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=257842
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
SPSS Statistics 21 от 26.03.2013, письмо (бессрочная);
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru;
XnView, http://xnviewload.ru/;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf;
DjVu reader, http://djvureader.org/;
Putty, https://putty.org.ru/licence.html;
VLC, http://www.videolan.org/legal.html;
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google»;
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачет) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.