Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-5-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 89 | 89 | 89 | 89 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д-р.психол.н., профессор
1.1. | Цель курса заключается в содействии формирования и развития психолого-педагогической компетентности студентов на основе знания и понимания ключевых закономерностей и механизмов образовательного процесса. Задачи курса: - интегрировать и систематизировать базовые знания студентов по психологическим аспектам педагогической деятельности; - сопровождать формирование и развитие психолого-педагогической компетентности студентов, опыта творческого использования знаний по педагогической психологии в практике образовательного процесса; - познакомить студентов с современным состоянием научно-психологического обеспечения обучения и воспитания при организации учебно-воспитательного процесса и возможностями управления интеллектуальным и личностным развитием обучающихся; - обеспечить овладение студентами профессионально-значимыми умениями и навыками психолого-педагогического конструирования и анализа различного типа учебно-воспитательных ситуаций, а также прогнозирования их эффективности при организации образовательного процесса и профессионально-педагогической деятельности; - содействовать ценностному личностному самоопределению студентов по отношению к психолого-педагогическому знанию, осознанию и применению личностно-ориентированных и развивающих основ педагогической деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.07 |
ПК-10 | способностью к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий |
ПК-11 | способностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека |
ПК-12 | способностью к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - особенности проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий. - дидактические приёмы для реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека. - особенности реализации просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - проектировать, реализовывать и оценивать учебно-воспитательный процесс, образовательную среду при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий. - осуществлять реализацию стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека. - осуществлять просветительскую деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - проектирования, реализации и оценки учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий. - реализации стандартных коррекционных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека. - осуществления просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества средствами педагогической психологии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Раздел 1. Методологические основы педагогической психологии | ||||||
1.1. | Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. | Лекции | 4 | 2 | ПК-10 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Педагогическая психология – междисциплинарная отрасль научного знания | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
1.3. | Общенаучная характеристика, история становления и развития педагогической психологии. | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-10 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Психологические аспекты обучения | ||||||
2.1. | Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Соотношение обучения и развития | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Психологические показатели развития детей в процессе обучения и особенности их диагностики | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
2.4. | Общепсихологическая характеристика учебной деятельности | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Психологические основы типов обучения | Сам. работа | 4 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Психологические основы типов обучения | Лекции | 4 | 2 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.7. | Особенности теории и практики развивающего образования | Практические | 4 | 4 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
2.8. | Особенности теории и практики развивающего образования | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-10, ПК-11 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
Раздел 3. Психологические особенности личности и деятельности педагога | ||||||
3.1. | Педагог как субъект педагогической деятельности | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-10 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
3.2. | Психологические аспекты личности и деятельности педагога | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-10 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
3.3. | Психологические закономерности педагогического общения | Практические | 4 | 2 | ПК-10 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 4. Психологические основы воспитания | ||||||
4.1. | Сущность и психологические методы воспитания | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-10, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
4.2. | Психолого-педагогические аспекты воспитания | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-10, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
4.3. | Особенности профессионального взаимодействия психолога с участниками образовательного процесса | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-10, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
4.4. | Экзамен | 4 | 9 | ПК-10, ПК-11, ПК-12 | Л2.3, Л2.5, Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.2, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | М. С. Ткачева | Педагогическая психология: конспект лекций | М.: Юрайт, 2010 | |
Л1.2 | И. Ю. Кулагина | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Трикста, 2011 | |
Л1.3 | Габай Т.В. | Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов | М.: Академия, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян]; под ред. В.А. Сластёнина. | Психолого-педагогический практикум : : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования | М.: Издательский центр «Академия», , 2011 | |
Л2.2 | Зимняя И.А. | Педагогическая психология: учеб. для вузов | Логос, 2004 | |
Л2.3 | Минияров В.М., Тетерин Б.С. | Педагогическая психология: учеб. пособие | М.: [МПСИ], 2005 | |
Л2.4 | Айсмонтас Б.Б. | Педагогическая психология: Схемы и тесты | М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002 | |
Л2.5 | Дубровина И.В., Прихожан А.М., Зацепин В.В. | Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: [для пед. вузов] | М.: Академия, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line. | |||
Э2 | http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань». | |||
Э3 | Курс в Мудл "Педагогическая психология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1.Windows 7 Professional; 2.Office 2010 Professional 3.7-Zip 4.AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена. Методические рекомендации к самостоятельной работе. Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену. Подготовка к практическим занятиям. В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы. При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать). Подготовка к тестам контроля знаний Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных. |