Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 09.04.03. Прикладная информатика |
Профиль | Информационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 09_04_03_ПИ-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 |
Сам. работа | 81 | 81 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение задач прикладного анализа экономических данных, решения нестандартных экономико-математических задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ОПК-5 | Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем; |
ПК-4 | Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные понятия предметной области, направления использования методов моделирования региональных рынков в решении нестандартных прикладных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | применять математические и численные методы в задачах анализа экономических данных, информационные технологии решения нестандартных прикладных экономических задач. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | методами аналитического решения прикладных задач, методами численного решения задач на основе разработанных компьютерных моделей. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общетеоретические вопросы моделирования региональных рынков | ||||||
1.1. | Рынок как система взаимоотношений участников | Практические | 4 | 2 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.2. | Классическая структура математической модели рынка | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.3. | Классификация математических моделей региональных рынков | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.4. | Преспективные направления развития методологии моделирования рынков | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.5. | Модель олигополии: равновесие Курно | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.6. | Модель олигополии: равновесие Штакельберга | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.7. | Модель ценовой конкуренции: равновесие Бертрана | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.8. | Модель ценового лидерства в условиях олигополии | Практические | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.9. | Модель смешанной олигополии | Практические | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.10. | Модель смешанной олигополии в условиях субсидирования | Практические | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.11. | Модель пространственной конкуренции Сэлопа | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.12. | Модель пространственной конкуренции Хоттелинга | Практические | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.13. | Модель формирования торговой сети Губко | Практические | 4 | 4 | Л2.6, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.14. | Исследование ситуаций равновесия в модели дуополии | Сам. работа | 4 | 21 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.15. | Исследование ситуаций равновесия в модели ценовой конкуренции в условиях дуополии | Сам. работа | 4 | 20 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.16. | Проверка гипотезы некорректности результата в модели смешанной олигополии | Сам. работа | 4 | 20 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.17. | Исследование закона минимальной дифференциации в модели пространственной конкуренции | Сам. работа | 4 | 20 | Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5 | |
1.18. | Экзамен | 4 | 27 | Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Розанова Н.М. | МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Маховикова Г. А., Переверзева С. В. | МИКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2019 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Деньгов В.В. | МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | М. М. Бутакова | Локальные рынки услуг высшего профессионального образования: закономерности, тенденции, перспективы: монография | Изд-во АлтГУ, 2008 | elibrary.asu.ru |
Л2.3 | М. М. Бутакова | Локальные рынки услуг высшего образования: закономерности, тенденции, перспективы: монография | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.4 | Деньгов В.В. | МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.2. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ. ЭКОНОМИКА РИСКА 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.5 | Колокольцов В. Н., Малафеев О.А. | Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации (Теория игр для всех): Учебные пособия | Издательство "Лань", 2012 | e.lanbook.com |
Л2.6 | Воронин А.А., Губко М.В., Мишин С.П., Новиков Д.А. | Математические модели организаций: Учебное пособие | М.: ЛЕНАНД, 2008 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82765 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru | |||
Э2 | Электронная библиотека института управления им. Трапезникова. http://www.mtas.ru/search/ | |||
Э3 | Общероссийский математический портал. http://www.mathnet.ru/ | |||
Э4 | Электронный курс в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, Текстовый процессор, Adobe Reader, операционная система, архиватор, файловый менеджер | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |