МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии моделирования региональных рынков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.04.03. Прикладная информатика
ПрофильИнформационные технологии в управлении социальными и экономическими процессами
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план09_04_03_ПИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии моделирования региональных рынков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.04.03 Прикладная информатика (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 916)

составлена на основании учебного плана:
09.04.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины является формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих решение задач прикладного анализа экономических данных, решения нестандартных экономико-математических задач с использованием математических методов и методов компьютерного моделирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение информационных и автоматизированных систем;
ПК-4 Способность ставить и решать прикладные задачи в условиях конфликтов и неопределенностей, определять методы и средства их эффективного решения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия предметной области, направления использования методов моделирования региональных рынков в решении нестандартных прикладных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять математические и численные методы в задачах анализа экономических данных, информационные технологии решения нестандартных прикладных экономических задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами аналитического решения прикладных задач, методами численного решения задач на основе разработанных компьютерных моделей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общетеоретические вопросы моделирования региональных рынков
1.1. Рынок как система взаимоотношений участников Практические 4 2 Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.2. Классическая структура математической модели рынка Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.3. Классификация математических моделей региональных рынков Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.4. Преспективные направления развития методологии моделирования рынков Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.5. Модель олигополии: равновесие Курно Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.6. Модель олигополии: равновесие Штакельберга Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.7. Модель ценовой конкуренции: равновесие Бертрана Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.8. Модель ценового лидерства в условиях олигополии Практические 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.9. Модель смешанной олигополии Практические 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.10. Модель смешанной олигополии в условиях субсидирования Практические 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.11. Модель пространственной конкуренции Сэлопа Практические 4 2 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.12. Модель пространственной конкуренции Хоттелинга Практические 4 4 Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.13. Модель формирования торговой сети Губко Практические 4 4 Л2.6, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.14. Исследование ситуаций равновесия в модели дуополии Сам. работа 4 21 Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.15. Исследование ситуаций равновесия в модели ценовой конкуренции в условиях дуополии Сам. работа 4 20 Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.16. Проверка гипотезы некорректности результата в модели смешанной олигополии Сам. работа 4 20 Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.17. Исследование закона минимальной дифференциации в модели пространственной конкуренции Сам. работа 4 20 Л2.6, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5
1.18. Экзамен 4 27 Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л1.1, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Маховикова Г. А., Переверзева С. В. МИКРОЭКОНОМИКА. ПРОДВИНУТЫЙ КУРС. Учебник и практикум: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.1. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ТЕОРИЯ ФИРМЫ. ТЕОРИЯ РЫНКОВ 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 М. М. Бутакова Локальные рынки услуг высшего профессионального образования: закономерности, тенденции, перспективы: монография Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
Л2.3 М. М. Бутакова Локальные рынки услуг высшего образования: закономерности, тенденции, перспективы: монография Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.4 Деньгов В.В. МИКРОЭКОНОМИКА В 2 Т. Т.2. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА. РАВНОВЕСИЕ. ЭКОНОМИКА РИСКА 4-е изд. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Колокольцов В. Н., Малафеев О.А. Математическое моделирование многоагентных систем конкуренции и кооперации (Теория игр для всех): Учебные пособия Издательство "Лань", 2012 e.lanbook.com
Л2.6 Воронин А.А., Губко М.В., Мишин С.П., Новиков Д.А. Математические модели организаций: Учебное пособие М.: ЛЕНАНД, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=82765
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека АлтГУ. http://www.lib.asu.ru
Э2 Электронная библиотека института управления им. Трапезникова. http://www.mtas.ru/search/
Э3 Общероссийский математический портал. http://www.mathnet.ru/
Э4 Электронный курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, Текстовый процессор, Adobe Reader, операционная система, архиватор, файловый менеджер
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.