МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные подходы в психологическом консультировании
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология здоровья
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-1- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 121
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 121 121 121 121
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
К.психол.н., Доцент, Даренских С.С.

Рецензент(ы):
Д.психол.н., Зав.каф., Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Современные подходы в психологическом консультировании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с современными направлениями в психологическом консультировнии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов психологического консультирования.
2.Расширение знаний о источниках возникновения психологических проблем, рассмотрение стратегий консультирования, с помощью раличных психологических подходов, использования различных методов и техник.
3.Рассмотрение современных методов и техник применяемых в психологическом консультировании.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПСК-1: готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Понятие психологическое консультирование, современные направления;
Понятия контакт, эмпатия, принятие, конгруэнтность, доверие, поддержка;
Цели, задачи, принципы, приемы оказания психологической помощи и поддержки в индивидуальном консультировании.
Стратегии ведения консультаций с позиций разных подходов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять теоретические знания в психологическом консультировании;
Проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность, поддержку в контакте с клиентом, использовать основные принципы построения диалога, установления доверительных отношений;
Применять техники современных подходов в консультировании.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Проведения психологической консультации;
Базовых приемов установления доверительных отношений с клиентом, построения диалога;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое консультирование как направление практической работы психолога
1.1. Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. Лекции 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.2. Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.3. Психологическое консультирование, этапы, особенности. Лекции 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
1.4. Психологическое консультирование, этапы, особенности. Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Психологические подходы и направления в психоогическом консультировании и психологической терапии
2.1. Психоанализ. Классический и современный психоанализ Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.2. Психоанализ. Классический и современный психоанализ Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.4. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.5. Терапия ральностью. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.6. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.7. Гуманистический подход в психологическом консультировании Лекции 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.8. Гуманистическое направление в психоогии Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.9. Гуманистическое направление в психоогии Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.10. Теория и практика клиент-центрированного подхода Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.11. Гештальттерапия Лекции 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.12. Гештальттерапия Сам. работа 1 11 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.13. Гештальттерапия Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.14. Теория и методология экзистенциальной подхода Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1
2.15. Теория и методология экзистенциальной подхода Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.16. Общее представление о телесно-ориентированном и арт-терапевтическом подходах Лекции 1 2 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.17. Телесно-ориентированный подход в психологическом консультировании Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.18. Арт-техники в психологическом консультирвании Практические 1 1 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.19. Метафора в психологическом консультировании Практические 1 0.5 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.20. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.21. Транзактный анализ как направление совремнной психологии Сам. работа 1 10 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.22. Транзактный анализ как направление совремнной психологии Практические 1 0.5 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.3
2.23. Итоговая аттестация по курсу Экзамен 1 9 ПК-5, ПСК-1 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения
Приложение 1.   СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов М.: Фонд Мир, 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.2 Газарова, Е.Э. Психология телесности: М. : Изд-во Ин-та общегуманит. исслед., , 2002.
Л2.3 А. Хайгл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт и др.; предисл. В. Штукке Базисное руководство по психотератии: [пер. с нем.]: СПб. : Изд-во Вост. -Европ. Ин-та Психоанализа, , 2002.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line http://www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle «Современные подходы в психологическом консультировании» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2774
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line;
http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы.
2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов.
4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы.
5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование.