Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психологическое консультирование |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z37_04_01_ПС-1- 2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 121 | 121 | 121 | 121 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Ральникова И.А.,д.психол.н., профессор
1.1. | Цель курса – ознакомление студентов с современными направлениями в психологическом консультировнии. Задачи: 1.Изучение основных понятий, категорий, принципов психологического консультирования. 2.Расширение знаний о источниках возникновения психологических проблем, рассмотрение стратегий консультирования, с помощью раличных психологических подходов, использования различных методов и техник. 3.Рассмотрение современных методов и техник применяемых в психологическом консультировании. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01 |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
ПСК-1 | готовностью осуществлять психологическую помощь в случае дезадаптации, различных видов девиаций и зависимости |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Понятие психологическое консультирование, современные направления; Понятия контакт, эмпатия, принятие, конгруэнтность, доверие, поддержка; Цели, задачи, принципы, приемы оказания психологической помощи и поддержки в индивидуальном консультировании. Стратегии ведения консультаций с позиций разных подходов. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Применять теоретические знания в психологическом консультировании; Проявлять эмпатию, принятие, конгруэнтность, поддержку в контакте с клиентом, использовать основные принципы построения диалога, установления доверительных отношений; Применять техники современных подходов в консультировании. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Проведения психологической консультации; Базовых приемов установления доверительных отношений с клиентом, построения диалога; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Психологическое консультирование как направление практической работы психолога | ||||||
1.1. | Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. | Лекции | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.2. | Понятия "психоогическое консультирование", «психоогическая психотерапия» "психокоррекция" в современной психологии. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.3. | Психологическое консультирование, этапы, особенности. | Лекции | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
1.4. | Психологическое консультирование, этапы, особенности. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
Раздел 2. Психологические подходы и направления в психоогическом консультировании и психологической терапии | ||||||
2.1. | Психоанализ. Классический и современный психоанализ | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.2. | Психоанализ. Классический и современный психоанализ | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.3. | Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.4. | Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.5. | Терапия ральностью. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.6. | Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.7. | Гуманистический подход в психологическом консультировании | Лекции | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.8. | Гуманистическое направление в психоогии | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.9. | Гуманистическое направление в психоогии | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
2.10. | Теория и практика клиент-центрированного подхода | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.11. | Гештальттерапия | Лекции | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.12. | Гештальттерапия | Сам. работа | 1 | 11 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.13. | Гештальттерапия | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.14. | Теория и методология экзистенциальной подхода | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1 |
2.15. | Теория и методология экзистенциальной подхода | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.16. | Общее представление о телесно-ориентированном и арт-терапевтическом подходах | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Телесно-ориентированный подход в психологическом консультировании | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Арт-техники в психологическом консультирвании | Практические | 1 | 1 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.19. | Метафора в психологическом консультировании | Практические | 1 | 0,5 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.20. | Метафорический подход к классификации личностных проблем | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1 |
2.21. | Транзактный анализ как направление совремнной психологии | Сам. работа | 1 | 10 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.22. | Транзактный анализ как направление совремнной психологии | Практические | 1 | 0,5 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.3 |
2.23. | Итоговая аттестация по курсу | Экзамен | 1 | 9 | ПК-5, ПСК-1 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кочюнас Р. | Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие для вузов | М.: Фонд Мир, 2010 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Газарова, Е.Э. | Психология телесности: | М. : Изд-во Ин-та общегуманит. исслед., , 2002. | |
Л2.2 | Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. | Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] | СПб.[и др.]: Питер, 2007 | |
Л2.3 | А. Хайгл-Эверс, Ф. Хайгл, Ю. Отт и др.; предисл. В. Штукке | Базисное руководство по психотератии: [пер. с нем.]: | СПб. : Изд-во Вост. -Европ. Ин-та Психоанализа, , 2002. | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | университетская библиотека on-line | www.biblioclub.ru | ||
Э2 | электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э3 | курс в Moodle «Современные подходы в психологическом консультировании» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Word, MS Excel, MS PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.biblioclub.ru – университетская библиотека on-line; http://e.lanbook.com – электронно-библиотечная система издательства «Лань»; http://elibrary.ru – информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется: 1. Обязательное посещение лекционных и практических занятий, поскольку на них будут озвучиваться основные принципы анализа материала для самостоятельной подготовки к семинарам, в сжатом виде рассматриваются ключевые содержательные моменты изучаемой темы. 2. При подготовке к практическим занятиям следует не только знакомиться с предложенной литературой, но и активно читать иную литературу по проблеме, а также художественные произведения и прессу, отражающую многообразие групповых процессов и особенностей взаимоотношений людей в малых и больших группах, наблюдать за групповыми процессами в реальной жизни, использовать изученный материал в практической и исследовательской работе. 3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: в экспериментировании, проигрывании игровых ситуаций с последующим их анализом. Такого рода практические занятия наглядно демонстрируют студентам протекание разнообразных групповых процессов. 4. Выполнение практических заданий предполагает участие всех членов группы с целью полноценной диагностики и последующего анализа социально-психологических особенностей группы. 5. Условиями допуска к итоговой аттестации по дисциплине являются обязательное участие в групповых дискуссиях, посещение лекционных и практических занятий, тестирование. |