Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Пс-2-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 57 | 57 | 57 | 57 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 24.03.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.
1.1. | Курс направлен на знакомство с теорией и методами консультативной диагностики, освоение возможностей диагностических и оценочных методов в консультативной практике, применение качественного подхода и экспертных методов современной психодиагностики в консультативной практике |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-3 | способностью к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения |
ПК-5 | готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам |
ПК-6 | способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария |
СПК -1 | Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики, диагностические задачи в психоконсультировании, ограничения тестовых и экспертных методов диагностики в консультировании, основы синдромального анализа в диагностике, основы клинического подхода в консультативной диагностике. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в моделях психологического анализа личности в консалтинге и терапии, применять критерии оценки уровня психической адаптации/дезадаптации личности в постановке психологического диагноза, проводить первичную диагностику и оценку актуального психологического статуса личности, применять методы беседы и интервью в диагностическом процессе |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | базовыми навыками диагностического процесса в ситуации «клиент-консультант»: анализом структуры темперамента, личности и характера, приемами оценки эмоциональной сферы и аффективных расстройств, совладающего поведения и психогенной дезадаптации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие основы экспертных методов оценки и диагностики | ||||||
1.1. | Диагностические возможности в консультативной практике: диагностика и оценка. | Лекции | 2 | 1 | ПК-5 | Л1.2, Л3.1 |
1.2. | Методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики. Задачи психодиагностики в психоконсультировании (диагностика проблем клиента и рабочих гипотез об их природе). | Лекции | 2 | 1 | ПК-5 | |
Раздел 2. Методические основы психодиагностического обследования | ||||||
2.1. | Психодиагностическое заключение: этапы и структура. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5, ПК-6 | Л1.2, Л3.1 |
2.2. | Количественная и качественная психодиагностика, измерительные и экспертные методы, номотетические и идеографические методики. Тестология и тестовый инженеринг. | Сам. работа | 2 | 2 | ПК-5 | Л1.1, Л3.2 |
2.3. | Клинический подход в диагностике. Синдромальный анализ: диагностический признак и диагностическая категория, симптомы и синдромы. Нозология, типология, этиология. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | |
Раздел 3. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации | ||||||
3.1. | Достоверность диагностических критериев. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики. | Лекции | 2 | 1 | ПК-5 | Л2.2 |
3.2. | Психологический диагноз и «чтение характера». Дифференциальная и типологическая диагностика. «Позитивная» и «негативная» диагностика. | Сам. работа | 2 | 3 | ПК-5 | |
Раздел 4. Модели психологического анализа в консультативной диагностике | ||||||
4.1. | Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью. | Лекции | 2 | 1 | ОПК-3, ПК-5 | |
4.2. | Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос). Актуальный психологический статус как предмет оценки. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки. | Практические | 2 | 2 | ОПК-3, ПК-5 | |
Раздел 5. Оценка структуры личности: парадигмы и методы | ||||||
5.1. | Системно-структурно-функциональные связи в оценке личности. Парадигмы и методы оценки. | Практические | 2 | 1 | ПК-5 | Л1.1 |
5.2. | Синдромальный анализ «неврозов и психозов»: типы психопатологии и степень нарушений «слабого» и «сильного» регистра. Примеры диагностических опросников (MMPI 1-2). | Практические | 2 | 1 | ПК-5 | Л2.3 |
5.3. | Диагностический практикум по разделу: MMPI 1,2. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | Л2.3 |
Раздел 6. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера | ||||||
6.1. | Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера в диагностических конструктах. | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | |
6.2. | «Взрослая» и «детская» психодиагностика акцентуаций характера. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП). Оценка ригидности личности (ТОР). | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | Л2.2 |
6.3. | Диагностический практикум по разделу: УНП, НЧЛ, ТОР. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | Л1.2 |
Раздел 7. Психодиагностика личности и характера | ||||||
7.1. | Типологическое измерение характера и уровня развития личности. Типологическая диагностика характера (нозологические группы организации характеров и их классификации). Примеры типологических профилей (психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др.) | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | |
7.2. | Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах . Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма) | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | |
7.3. | Диагностический практикум по разделу: оценка симптоматического и характерологического невроза. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5 | Л2.1 |
Раздел 8. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств | ||||||
8.1. | Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД), оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека), астенического симптомокомплекса (УНА), социальной фрустрированности (УСФ). | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | |
8.2. | Диагностический практикум по разделу: методики оценки эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | |
Раздел 9. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации | ||||||
9.1. | Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии. Психосоматические и нозогенные расстройства личности. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния. | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | Л2.1 |
9.2. | Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. Психосоматические состояния, понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ). Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений). Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений) и интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений). | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | Л2.1, Л2.4 |
9.3. | Диагностический практикум по разделу: ВКБ и оценка функциональных и невункциональных состояний. | Сам. работа | 2 | 4 | ПК-5 | Л2.4 |
Раздел 10. Психодиагностика совладающего поведения | ||||||
10.1. | Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП). | Практические | 2 | 2 | ПК-5 | |
10.2. | Диагностический практикум по разделу: методики диагностики копинг-стратегий поведения. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5 | |
Раздел 11. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант» | ||||||
11.1. | Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя). Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара. | Лекции | 2 | 1 | ПК-5 | |
11.2. | Психосемиотика терапевтического дискурса. Семантический и семиотический уровень психологического анализа.Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). | Лекции | 2 | 1 | ПК-5 | |
11.3. | Психологический практикум: модельная симуляция структурного интервью. | Сам. работа | 2 | 6 | ПК-5, ПК-6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Диагностические возможности в консультативной практике. 2. Психологическая диагностика и психологическая оценка. 3. Методологические подходы и принципы консультативной психодиагностики. 4. Задачи психодиагностики в психоконсультировании. 5. Общие основы экспертных методов оценки и диагностики. 6. Методические основы психодиагностического обследования. 7. Психодиагностическая беседа. 8. Психодиагностическое интервью. 9. Понятие и структура психологического диагноза. 10. Модели психологического анализа в консультативной диагностике. 11. Основы синдромального анализа в психодиагностике. 12. Оценка структуры личности: невротический, пограничный и психотический уровень. 13. Типологическая оценка акцентуаций характера . 14. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента. 15. Проблема оценки уровня психической адаптации/дезадаптации. 16. Психодиагностика невротической организации личности. 17. Психодиагностика пограничной организации личности. 18. Психодиагностика психотической организации личности. 19. «Позитивная» и «негативная» диагностика в консультировании. 20. Актуальный психологический статус как предмет оценки. 21. Адаптационно-компенсаторный комплекс как предмет оценки. 22. Копинг и механизмы защиты как предмет оценки. 23. Патохарактерологический симптомокомплекс как предмет оценки. 24. Психодиагностика эмоциональной сферы и аффективных расстройств. 25. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации. 26. Психодиагностика совладающего поведения. 27. Психодиагностика в ситуации «клиент-консультант». 28. Первичная психодиагностика (локус жалобы, самодиагноз, проблема, запрос). 29. Психодиагностика в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). 30. Взрослая» и «детская» психодиагностика в дискурсе консультирования. 31. Психодиагностика суицидального намерения и риска антивитального поведения. 32. Психодиагностика аддиктивной и девиантной личности в консультировании. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы письменных работ (реферативный доклад с медиа-презентацией): 1. Психодиагностическое заключение. 2. Измерительные и экспертные методы в психодиагностике 3. Номотетические и идеографические методики в психологическом анализе. 4. Тестология и тестовый инженеринг. 5. Клинический подход в диагностике. 6. Психодиагностическая достоверность критериев. 7. Психотический, пограничный и невротический уровни организации и развития личности как критерии диагностики. 8. Психологический диагноз и «чтение характера». 9. Дифференциальная и типологическая диагностика. 10. Модели психологического анализа в психоконсультировании и психотерапии. 11. Диагностический процесс: психодиагностическая беседа и психодиагностическое интервью. 12. Оценка структуры личности: парадигмы и методы. 13. Индивидуально-типологическая диагностика темперамента и характера. 14. Высокореактивные и низкореактивные индивиды, оценка связи конституции, темперамента и характера. 15. Диагностика уровня невротизации и психопатизации (УНП). 16. Оценка ригидности личности (ТОР). 17. Психодиагностика личности и характера. Типологическое измерение характера и уровня развития личности. 18. Нозологические и типологические критерии диагностики в психологии и психиатрии (понятие о классификациях МКБ и DSM). 19. Анализ психологического профиля личности по типу адаптации (примеры :психопатический, шизоидный, параноидный, мазохистский, обсессивно-компульсивный и др). 20. Невротические черты личности и невротический характер, неврозоподобное состояние и невроз – оценка в психодиагностических конструктах . 21. Профиль темной триады личности (шкалы нарциссизма, перфекционизма и макевиавелизма). 22. Психодиагностика эмоциональной сферы личности и аффективных расстройств. 23. Диагностика тревоги и тревожности (конструкты HAS, STAI,MAS, ИТТ, МОД), 24. Оценка «мягких и больших» депрессивных состояний ( шкалы HADS, HDRS, MADRS, MMPI, ОДС, шкалы А.Бека), 25. Оценка астенического симптомокомплекса (УНА) и социальной фрустрированности (УСФ). 26. Дифференциальная диагностика психогенной дезадаптации. 27. Диагностически значимые изменения психических процессов, состояний, свойств в норме и патологии. 28. Психосоматические и нозогенные расстройства личности. 29. Неврозоподобные и психопатоподобные состояния. 30. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния. 31. Психосоматические состояния. 32. Понятие ВКБ, диагностика адаптивных и дезадаптивных типов отношения к болезни (ТОБОЛ). 33. Адаптивная адаптация (гармоничный, эргопатический и анозогностический типы отношений). 34. Интерпсихическая дезадаптация (тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический, апатический, дисфорический типы отношений) 35. Интрапсихическая дезадаптация (сенситивный, эгоцентричный, паранойяльный типы отношений). 36. Классификации проблемно-ориентированного и эмоционально-ориентированного копинга и копинг-стратегий в диагностических конструктах опросников (WCC, ОСП). 37. Диагностика критериев оценки консультативной беседы (модель Дж.Бьюдженталя). 38. Типология техник интервенции и диагностика их коммуникативного репертуара. 39. Диагностика терапевтического дискурса. 40. Психодиагностика «понимания» проблемы клиентом и постановка гипотез в разных типах консультирования (Consulting, Counseling, Solution talk). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Анастази А. Урбина С | Психологическое тестирование: Учебник | Питер, 2009 | |
Л1.2 | Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. | Словарь-справочник по психодиагностике: Учебник | Питер, 2007 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Под ред.С. Никифорова | Диагностика здоровья: Психологический практикум | Речь, 2007 | |
Л2.2 | А. В. Батаршев | Диагностика черт личности и акцентуаций: практ. руководство: Серия "Учебные пособия" | Психотерапия, 2006 | |
Л2.3 | Л. Н. Собчик | Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ: Практикум по психодиагностике | Речь, 2004 | |
Л2.4 | Прохоров А.О. | Практикум по психологии состояний : Практикум | Речь, 2004 | |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психодиагностика: учебно-метод.пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Измерение и прогнозирование в психологии: учебное пособие | Азбука, 2017 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4193 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психодиагностика | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Психодиагностическое обследование: Потенциал для консультирования и психотерапии | psyjournal.ru | ||
Э3 | Психодиагностика в психологическом консультировании: задачи и подходы | psyjournal.ru | ||
Э4 | Ассанович, М.А. Методологические подходы к научному измерению в клинической психодиагностике [Электронный ресурс] : монография / М.А. Ассанович. — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2017. — 224 с. | Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/104846. | ||
Э5 | Энциклопедия диагностики | psylab.info | ||
Э6 | Курс в Moodle "Психодиагностика в консультативной практике" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Лицензионное программное обеспечение: • Windows 7 Professional; • Office 2010 Professional • 7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt • AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf • DjVu reader, http://djvureader.org/ | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) Интернет-ресурсы профессиональных порталов: http://psyjournals.ru/topic/diagnostics/index.shtml http://www.ht.ru/ http://www.psy-diagnoz.com http://www.imaton.com/metodiki/catalog/ http://www.psytest.ru/ http://vsetesti.ru Журналы на иностранном языке: 1. APPLIED PSYCHOLOGICAL MEASUREMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal200934& 2. ASSESSMENT http://www.sagepub.com/journalsProdDesc.nav?prodId=Journal201629& 3. PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10403590 4. EUROPEAN JOURNAL OF PSYCHOLOGICAL ASSESSMENT http://www.sciencedirect.com/science/journal/10155759 5. PSYCHOLOGICAL METHODS http://www.sciencedirect.com/science/journal/1082989X 6. DIAGNOSTICA http://elibrary.ru/title_about.asp?id=15319 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Психодиагностика в консультировании представляет собой реальное взаимодействие психолога-консультанта и клиента. Поэтому важнейшими методами являются наблюдение за поведением клиента и беседа с ним на разговорном житейском языке. Правильность психологического заключения зависит не только от того, насколько удачно подобраны диагностические методики, но и от того, насколько успешно личное взаимодействие психолога с клиентом.Важнйшей составляющей курса является ориентир на качественные и экспертные методы диагностики и оценки. Психологический диагноз должен быть адекватным задачам, встающим в консультативной практике. Поэтому нельзя считать достаточным выявление психологических характеристик индивида с помощью специальных методик. Они должны рассматриваться в контексте целостного процесса развития индивида, в свете особенностей его онтогенеза, определяющих его специфические трудности и проблемы. Данным обстоятельством определяется специфика литературы по организации диагностической беседы и интервью в практике консультирования. Список рекомендуемой литературы по курсу представлен в Приложении. |