МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика психологического тренинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 29
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 29 29 29 29
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика психологического тренинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н. профессор И.А. Ральникова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 14.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.психол.н. профессор И.А. Ральникова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель учебного курса «Теория и практика психологического тренинга» состоит в обучении магистрантов основам технологии психологического тренинга как метода практической работы психолога, представляющего из себя направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
ПК-5 готовностью к диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, психических процессов, различных видов деятельности человека в норме и патологии с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития, факторов риска, принадлежности к тендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-6 способностью создавать программы, направленные на предупреждение профессиональных рисков в различных видах деятельности, отклонений в социальном и личностном статусе и развитии человека с применением современного психологического инструментария
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- направления и виды групповой психологической работы;
- современные технологии развития самосознания личности в тренинге;
- овладеть теоретическими основами и технологиями проведения тренинга;
- овладеть базовыми методами активного социально-психологического обучения в тренинговой работы
3.2.Уметь:
3.2.1.- составлять программу тренингового занятия, с учетом вида тренинга и особенностей личности ее участников,
- анализировать результаты проведенных тренинговых занятий как с точки зрения их эффективности для участников, так и с точки зрения работы тренера;
- диагностировать тренинговую группу, отслеживать динамику ее развития;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- опыт участия в тренинге;
- навыком самостоятельного ведения психологического тренинга;
- навыком управления внутригрупповыми процессами (на внутриличностном, межличностном, групповом уровнях).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические основы технологии психологического тренинга
1.1. Психологический тренинг как метод практической психологии Лекции 3 1 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
1.2. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп Практические 3 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
1.3. Ведущие направления групповой работы, виды тренинговых групп. /Ср/ Сам. работа 3 4 ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
Раздел 2. Психологические особенности трениинговой группы
2.1. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Лек/ Лекции 3 1 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.2. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ Практические 3 4 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.3. Структура тренинговой группы. Цели и задачи тренинговой группы. Количественный и качественный состав тренинговых групп. /Пр/ Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.4. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. Лекции 3 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.5. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. Практические 3 4 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.6. Динамика тренинговой группы. Основные стадии развития тренинговой группы. Ведущий тренинговой группы. Сам. работа 3 4 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.7. Классификация и основные виды тренинговых групп. Практические 3 2 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.8. Структура психологического тренинга. Принципы организации и программа психологического тренинга. Сам. работа 3 5 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.9. Базовые тренинговые методы. Специфика групповой психологической работы в зависимости от типа психологических проблем участников. Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.10. Разработка и проведение магистрантами тренингового занятия в учебной группе Сам. работа 3 6 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2
2.11. Экзамен 3 27 ОК-3, ПК-5, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2, Л3.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. Э. Пахальян Групповой психологический тренинг: учеб. пособие для вузов СПб.[и др.]: Питер, 2006
Л1.2 Ральникова И.А. Социально-психологический тренинг: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Н. Васильев Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике: [учеб. пособие] СПб.: Речь, 2007 www.studmed.ru
Л2.2 Е. И. Середа Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост: практикум Речь, 2006
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2010
Л3.2 Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга: основная Ютера, 2007
Л3.3 М. В. Шамардина, И. А. Ральникова Самореализация в контексте личностного роста: социально-психологический тренинг общения [Электронный ресурс]: монография АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э2 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Специализированные аудитории для групповых тренинговых занятий, аудитории для проведения интерактивных лекций (видеопроектор, экран настенный), стандартно оборудованные лекционные аудитории
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы.
При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации по рекомендованной в РПД основной и дополнительной литературе. Практические занятия имеют цель углубить и закрепить
теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических знаний в практической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы по данной дисциплине, овладевать необходимой информацией, готовиться к выполнению тестов, практических заданий и экзамену.

Самостоятельная работа по дисциплине осуществляется в целях закрепления, систематизации знаний, предусматривает работу с конспектами лекций, над учебным материалом, его систематизацию и анализ (составление таблиц, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.)

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю будущей специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности, развитие самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней.
Задачи СРС:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретической подготовки;
- формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений;
- использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на практических занятиях, при
написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать типовые и нетиповые задачи, т.е. на реальные ситуации, в которых студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают: усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста; закрепление знания теоретического материала практическим путем;
воспитание потребности в самообразовании; максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;
побуждение к научно-исследовательской работе; повышение качества и интенсификации образовательного процесса;
формирование интереса к избранной профессии и овладению ее особенностями; осуществление дифференцированного подхода в обучении:
применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.

ВИДЫ И ФОРМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме.
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал).
Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.
Роль студента:
изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.

Составление и решение ситуационных задач (кейсов)
Это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные,так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности. Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже 26 содержащиеся в прежних заданиях по теме.
Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ.
В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе. Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.
Роль студента:
изучить учебную информацию по теме;
провести системно – структурированный анализ содержания темы;
выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;
дать обстоятельную характеристику условий задачи;
критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);
выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);
оформить и сдать на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания задачи теме;
содержание задачи носит проблемный характер;
решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;
задача представлена на контроль в срок.

Формирование информационного блока
Это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками.
Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы. Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена.
Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.
Роль студента:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.

Создание материалов-презентаций
Это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint. Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материаловпрезентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.
Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.
Одной из форм задания может быть реферат-презентация. Данная форма выполнения самостоятельной работы отличается от написания реферата и доклада тем, что студент результаты своего исследования представляет в виде презентации. Серией слайдов он передаёт содержание темы своего исследования, её главную проблему и социальную значимость. Слайды позволяют значительно структурировать содержание материала и, одновременно, заостряют внимание на логике его изложения. Происходит постановка проблемы, определяются цели и задачи, формулируются вероятные подходы её
разрешения. Слайды презентации должны содержать логические схемы реферируемого материала.
Студент при выполнении работы может использовать картографический материал, диаграммы, графики, звуковое сопровождение, фотографии, рисунки и другое. Каждый слайд должен быть аннотирован, то есть он должен сопровождаться краткими пояснениями того, что он иллюстрирует. Во время презентации студент имеет возможность делать комментарии, устно дополнять материал слайдов. После проведения демонстрации слайдов реферата студент должен дать личную оценку социальной значимости изученной проблемной ситуации и ответить на заданные вопросы.
Роль студента:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.