МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология управления и основы управленческого консультирования
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 193
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 193 193 193 193
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
кандидат психологических наук, доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Психология управления и основы управленческого консультирования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.наук. профессор Ральникова И.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.наук. профессор Ральникова И.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Познакомить специалистов с представлениями о специфике деятельности руководителя, направлениях работы и тех проблемах, которые должен решать психолог в организации, а также знать основные функции управления, психологические аспектами управления: личности руководителя, феномен лидерства и руководства; взаимоотношениям в трудовом коллективе в аспекте организационной структуры, решению управленческих задач в коллективе, пути устранения конфликтов в трудовом коллективе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.22

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-14: способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные категории науки,
- особенности развития психологических феноменов, явлений, типов в управленческой сфере,
- способы изучения психических процессов в сфере управления,
- базовые концепции психологии управления.
3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно работать над изучением научной психологической литературы,
- сравнивать различные теоретические подходы,
- осуществлять психологическую диагностику и самодиагностику в управленческой сфере,
- грамотно решать практические и исследовательские задачи в области психологии управления,
- осуществлять самоанализ и самоконтроль,
- корректировать собственное поведение,
- корректирвовать собственный стиль управления,
- - выявлять, правильно интерпретировать с психологических позиций основные проблемы управленческой деятельности,
- применять на практике полученные знания.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- в использовании методов, применяемых в психологии управления,
- в использовании технологий психологии управления для повышения эффективности и результативности организаций, рабочих групп.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психологии управления.
1.1. Введение в дисциплину «Психология управления» Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.2. Введение в дисциплину «Психология управления» Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.3. Введение в дисциплину «Психология управления» Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.4. Психология труда руководителя Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.5. Психология труда руководителя Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.6. Функции руководителя.Организация и Контроль Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л1.2, Л1.3, Л2.3
1.7. Индивидуальная управленческая концепция и стиль управления Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.8. Индивидуальная управленческая концепция и стиль управления Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.9. Психологические особенности целеполагания и и планирования Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.10. Психологические особенности целеполагания и и планирования Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.11. Делегирование и его особенности Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.12. Психологические особенности целеполагания и и планирования Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.13. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.14. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.15. Психологические особенности деятельности по по выработке управленческих решений Сам. работа 5 18 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.16. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Лекции 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.17. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.18. Мотивация и стимулирование как проблема психологии управления Сам. работа 5 16 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.19. Командообразование как функция руководителя Практические 5 1 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.20. Командообразование как функция руководителя Сам. работа 5 19 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.21. Конфликты в управленческой деятельности Практические 5 2 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.22. Конфликты в управленческой деятельности Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.23. Психология делового общения руководителя Сам. работа 5 20 ОК-6, ПК-14 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2
1.24. Экзамен 5 9 ОК-6, ПК-14 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Э. В. Островский Психология управления: учеб. пособие М.: ИНФРА-М, 2009
Л1.2 Майерс Д. Социальная психология: [пер. с англ.] СПб.: Питер, 2012
Л1.3 Шуванов В.И. Социальная психология управления: Учебник М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118145
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Батаршев А. В., Лукьянов А. С. Психология управления персоналом: пособие для специалистов, работающих с персоналом М.: Психотерапия, 2007
Л2.2 Г. Л. Ильин Социология и психология управления: учеб. пособие М.: Академия, 2010
Л2.3 Смирнова Яна Константиновна. Психология управления : учебное пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3519
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Красовский Ю. Д. Организационное поведение: Учебник М.:Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online" http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116632
Л3.2 М. В. Шамардина Кадровый менеджмент [Электронный ресурс]: практикум для студентов, психол. специальностей вузов АлтГУ, 2018 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э2 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э3 курс в Мудл Психология управления https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4639
6.3. Перечень программного обеспечения
Программные средства офисного назначения: Операционная система Microsoft Windows 7, 8; Microsoft Office 2010 Rus; Программа распознавания текста ABBYY FineReader 9.0; Microsoft Office SharePoint 2010 Rus
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Психология управления» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Психология управления» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально-ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к зачету/экзамену.