Закреплена за кафедрой | Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 13 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Протокол от 30.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой доцент, к.т.н. Хворова Л.А.
1.1. | Цель курса – формирование у студентов необходимой теоретической базы и практических навыков для выполнения научных исследований. Задачи: 1. Формирование у студента представления о научной деятельности в России и за рубежом. 2. Изучение основных принципов организации и проведения научных исследований. 3. Получение теоретических знаний и практических навыков в области применения системного анализа к научным исследованиям. 4. Применение основ научных исследований к решению фундаментальных и практических задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-4 | способностью работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной деятельности |
ПК-5 | способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") и в других источниках |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Приемы и организацию работ в составе научно-исследовательского и производственного коллектива. Направления развития новейших научных и технологических достижений. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива. Осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационных сетях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Способностью работать в составе научно-исследовательского и производственного коллектива и решать задачи профессиональной деятельности. Способностью осуществлять целенаправленный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в других источниках. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Наука и научные исследования | ||||||
1.1. | Становление науки и научных исследований. Научная иерархия. История появления ученых степеней. Развитие науки. Инновации. Индекс научного цитирования. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований | Практические | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Становление науки и научных исследований. Научная иерархия. История появления ученых степеней. Развитие науки. Инновации. Индекс научного цитирования. Современные проблемы фундаментальной и прикладной математики. Перспективные направления научных исследований | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Методология научных исследований | ||||||
2.1. | Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Особенности организации научных исследований. Методология научного поиска. Применение логических законов и правил. Методы моделирования в научных исследованиях. Ученые и педагоги о научном творчестве | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Особенности организации научных исследований. Методология научного поиска. Применение логических законов и правил. Методы моделирования в научных исследованиях | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Основные понятия научно-исследовательской работы. Научная терминология. Актуальность, научная новизна и практическая значимость результатов исследования. Особенности организации научных исследований. Методология научного поиска. Применение логических законов и правил. Методы моделирования в научных исследованиях | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Основные этапы и стадии фундаментальных и прикладных научных исследований | ||||||
3.1. | Изучение состояния вопроса и выбор темы исследований; постановка цели и задач исследований; обоснование объекта и предмета исследований; выбор общей и частных методик исследований; выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.); обработка экспериментальных данных и описание хода исследований; представление, анализ и оценка результатов исследований; формулировка выводов и научных положений | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Обоснование выбора темы. Выбор предмета и объекта исследований. Анализ методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Обоснование выбора темы. Выбор предмета, объекта и методов исследования. Обоснование актуальности, новизны и практической значимости исследования. Степень разработанности проблемы | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Структура выпускной работы бакалавра | ||||||
4.1. | Цепь, задачи и требования к выпускной работе. Структура выпускной работы и требования к ее структурным элементам: титульный лист; реферат; содержание; введение; основная часть; заключение (выводы); список использованных источников; приложения | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Подготовка к выполнению выпускной работы: выбор темы, формирование задания на выполнение работы, выбор методики исследования и работы над источниками литературы; сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала | Практические | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Формирование и оформление основных рубрик выпускной работы | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Выбор и составление плана проведения исследования. Обобщение, анализ и оформление результатов эксперимента | ||||||
5.1. | Подготовка плана исследований по теме выпускной работы бакалавра. Изучение объекта исследования. Разработка этапов исследования. Анализ предполагаемых результатов исследования. Анализ их новизны | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Подготовка плана исследований по теме выпускной работы бакалавра. Изучение объекта исследования. Разработка этапов исследования. Анализ предполагаемых результатов исследования. Анализ их новизны | Практические | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Подготовка плана исследований по теме выпускной работы бакалавра. Изучение объекта исследования. Разработка этапов исследования. Анализ предполагаемых результатов исследования. Анализ их новизны | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Работа с литературой | ||||||
6.1. | Работа над литературными источниками. Подготовка обзора литературы. Анализ источников научной информации. Поисковый аппарат реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Информационно-библиографические издания. Современные автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных. Использование Интернет. Критическая оценка библиографического материала, его обработка и выработка окончательных формулировок. Систематизация материала | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования. Научные факты: новизна, точность, объективность и достоверность | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Библиографический поиск по теме исследования. Подбор ключевых слов. Составление списка литературы по теме исследования | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Оформление и представление результатов научных исследований | ||||||
7.1. | Требования к оформлению выпускной работы бакалавра. Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений. Подготовка доклада к защите впускной работы. Анализ недостатков работ. Плагиат. Программы «Антиплагиат» | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Работа над обзором литературы по теме. Теоретические исследования и экспериментальные исследования | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Оформление текста работы. Оформление таблиц. Правила размещения формул в тексте. Представление иллюстраций в тексте. Оформление списка используемой литературы. Правила оформления библиографических ссылок в тексте. Оформление приложений | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Математическая обработка результатов исследования | ||||||
8.1. | Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей. Оценка точности и надежности результатов модельных расчетов. Применение вычислительных методов | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Сбор, обработка и анализ первичной информации. Применение статистических методов обработки экспериментальных данных, критериев достоверности и адекватности моделей изучаемым процессам или явлениям. Оценка точности и надежности результатов эксперимента и модельных расчетов. Применение вычислительных методов | Сам. работа | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Правила оформления и представления выпускных работ бакалавра | ||||||
9.1. | Оформление выпускной работы. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы | Лекции | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. Оформление выпускной работы на персональном компьютере, брошюровка работы. Рекомендации по подготовке и оформлению выпускной работы | Практические | 8 | 2 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
9.3. | Оформление выпускной работы. Язык и стиль изложения материала. Использование словесных конструкций, стандартных словосочетаний и выражений в тексте Грамматические особенности и синтаксическое построение текста выпускной работы. Работа над рукописью. Подготовка к защите: написание текста выступления, отбор и оформление иллюстративного (графического) материала, выносимого на защиту | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-4, ПК-5 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Кузнецов, И.Н. | Основы научных исследований: учебное пособие | Дашков и К°, 2018 | znanium.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шкляр, М.Ф. | Основы научных исследований : учебное пособие | Дашков и К°, 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотека www.lib.asu.ru | www.lib.asu.ru | ||
Э2 | Образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru/ | www.exponenta.ru | ||
Э3 | Свободная энциклопедия Википедия (http://ru.wikipedia.org) | ru.wikipedia.org | ||
Э4 | В помощь аспирантам и соискателям: Электронная книга http://www.aspirinBY.org/ | www.aspirinBY.org | ||
Э5 | Основы научных исследований ЭУК в системе Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Пакеты для математических вычислений, набора и редактирования текста и презентаций: Word, Excel, SciLab, Power Point Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/ 2. Электронный каталог НБ АлтГУ «Книги»: http://www.lib.asu.ru/app/elecat/elecat=index1?base=book 3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/ 4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru 5. ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ 6. ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ 7. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
По дисциплине предусмотрены лекционные занятия, практические занятия и самостоятельная работа. На аудиторных лекциях и лекциях-презентациях будет представлен как основной материал, касающийся основ научных исследований согласно учебной программе, так и дополнительные материалы, связанные с подготовкой выпускной квалификационной работы. Практические занятия предполагают проверку знаний по текущим темам; получение консультаций по вопросам подготовки ВКР; сдачу расчетных работ преподавателю. На самостоятельную работу студентам отводится более 50% нагрузки по дисциплине, поэтому она предполагает элементы самостоятельного изучения теоретического материала, выполнение индивидуальных заданий, подготовку отчета по лабораторному практикуму. Результат освоения дисциплины – экзамен, который выставляется студентам на основе знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения дисциплины. Критерии получения оценки по дисциплине основаны на балльно-рейтинговой системе. |