МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-психологические проблемы безопасности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Пс-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 96
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 96 96 96 96
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Гиренко Л.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, КАйгородова Н.З.

Рабочая программа дисциплины
Социально-психологические проблемы безопасности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 23.03.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины сформировать представление о современных проблемах социальной безопасности и направлениях социальной защиты.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
СПК -1 Готовность проводить индивидуальное и групповое консультирования клиентов по выявленным у них психологическим проблемам, психологические тренинги с целью формирования и развития качеств, необходимых для самостоятельной жизни, социализации, адаптации к условиям проживания, нивелирования влияния неблагоприятной среды.
СПК - 2 Способность осуществлять психологическую помощь работникам органов и организаций социальной сферы (клиентам) средствами психологического консультирования и психологического тренинга.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.компоненты социального развития, критерии сохранения социальной безопасности, внешние и внутренние угрозы социальной безопасности принципы социальной политики и социальной защиты населения РФ, а также концепцию структуры личности безопасного типа;способы оценки уровня социального благополучия и методы предупреждения социально-опасных явлений в образовательной среде; компоненты социального развития, критерии сохранения социальной безопасности, внешние и внутренние угрозы социальной безопасности принципы социальной политики и социальной защиты населения РФ, а также концепцию структуры личности безопасного типа; способы оценки уровня социального благополучия и методы предупреждения социально-опасных явлений в образовательной среде.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания для прогнозирования и предупреждения социальных угроз среди обучающихся и определять меры по формированию гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях; применять полученные знания для прогнозирования и предупреждения социальных угроз среди обучающихся и определять меры по формированию гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами формирования гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях; использования понятийного аппарата курса, формирования гражданской позиции молодёжи и имиджа личности безопасного типа в современных условиях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. . ВВедение в курс "Социально-психологические проблемы безопасности
1.1. Социальная безопасность как основа социальной политики Практические 3 4
1.2. Социальная безопасность как основа социальной политики Сам. работа 3 32
Раздел 2. УКгрозы социальной безопасности
2.1. Внешние и внутренние угрозы социальной безопасности Практические 3 4
2.2. Внешние и внутренние угрозы социальной безопасности Сам. работа 3 32
Раздел 3. Социальная защита населения в РФ
3.1. Социально-педагогические и культурные проблемы формирования личности в социальном государстве Практические 3 4
3.2. Социально-педагогические и культурные проблемы формирования личности в социальном государстве Сам. работа 3 32

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Требования к написанию и оценке рефератов.

Структура реферата соответствует научной работе по выбранной теме с составлением списка использованной литературы и источников. Объем 12-15 стр., оформляется в формате «Word», шрифт14, интервал полуторный. Предоставляется в бумажной и электронной версии.
Критерии оценки:

1) Полностью соответствует выбранной теме, выдержаны все требования по оформлению и содержанию, наличие схем, таблиц, рисунков. Реферат озвучен докладчиком на практическом занятии - 21-25 баллов
2) Реферат полностью соответствует выбранной теме, докладчик выступает с этим сообщением на практическом занятии, но не все требования к оформлению реферативной работы соблюдены - 18-20 баллов
3) Все требования к содержанию и оформлению реферата полностью соблю-дены, но реферат не озвучен в качестве доклада на практическом занятии - 16-17 баллов.
4) Тема реферата раскрыта не полностью, не соблюдены требования к оформлению реферативной работы - 10-15 баллов
5) Реферат не подготовлен - 0 баллов.

Требования к иллюстрированным презентациям (на выбор)

«Внешние и внутренние угрозы социальной безопасности», «Духовно-нравственное воспитание детей в Российской Федерации», «Сетевые коммуникации и проблема социальной безопасности», «Современные факторы, влияющие на формирование личности безопасного типа: свобода и техника», «Девиантное поведение подростков: причины, виды проявления и профилактика», «Содержание имиджа личности безопасного типа в современных условиях».

Критерии оценки

1) 10-15 баллов - оригинальных текстовых и иллюстрированных слайдов, отражающих систематизированную информацию по одной из выбранных тем презентаций. Соблюдены требования к оформлению и представлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
2) 10-15 баллов - оригинальных текстовых и иллюстрированных слайдов, отражающих одну из выбранных тем презентаций (информация частично систематизирована). Соблюдены требования к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
3)10-15 баллов - оригинальных текстовых слайдов, одной из выбранных тем презентаций (информация не систематизирована). Имеются незначительные нарушения требований к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)
4) 0-10 баллов - выполнено 1/3 работы, выбранной темы презентации (информация не систематизирована). Имеются значительные нарушения требований к оформлению презентаций (цвет, шрифт, фон и т.п.)

Составление глоссария

(список основных понятий в сфере социальной безопасности, социальной
политики и защиты общества)
Критерии оценки

1) Представлены: 10 основных понятий, используемых в социальной безопасности и 10 основных понятий, используемых в социальной политике и защите - 10 баллов;
2) Выполнено 2/3 работы - 5 баллов;
3) Выполнено 1/3 работы - 1 баллов.