МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы архитектурных знаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДПИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, Директор, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Основы архитектурных знаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. N 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - изучение основ архитектуры на примере развития и эволюции архитектуры в Древнем Египте, Древней Греции, в Средневековой Европе, в эпоху Возрождения.
Задачи:
-Изучение художественных методов, стилей, национальных особенностей перечисленных эпох;
-Изучение архитектуры как части культуры народа, его традиций и мировозрения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Иметь представление об основных проблемах архитектуры; художественных основах пространства; об архитектурных стилях (от Древнего Египта до эпохи Возрождения)
знать понятие архитектурного стиля; основные принципы архитектуры; её художественно-композиционные средства; круг проблем архитектуры;
периодизацию истории архитектуры и градостроительства контексте развития мировой культуры; произведения архитектуры, мастеров их создавших; основные творческие методы и художественные направления.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь проводить сравнительный анализ архитектуры и других видов искусства;
сравнивать архитектурные стили и соотносить их с определенной исторической эпохой, направлением, национальной школой; анализировать эволюцию предметного мира в социально-историческом контексте;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть терминологией архитектуры, иметь навыки определения технических и стилистических элементов архитектуры.
Владеть навыками восприятия и анализа архитектурных произведений; навыками выявления художественных характеристик стиля, направления или индивидуального творчества отдельных мастеров; методами ведения дискуссий, публичного выступления, письменного изложения собственной точки зрения на актуальные профессиональные и социально значимые темы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные принципы архитектуры, её художественно - композиционные средства
1.1. Виды и жанры пространственных искусств. Понятие стиля. Классификация искусств по измерениям Лекции 5 2 ПК-13 Л1.2, Л1.1
1.2. Составление конспекта "Общие" и "частные" формы архитектуры, органичная связь между архитектурными формами Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1
1.3. Сравнение архитектуры с другими искусствами. Круг проблем архитектуры Лекции 5 2 ПК-13 Л1.1
1.4. Составление конспекта "Язык архитектуры, её обстрактно - символичный характер, духовный и эмоциональный смысл" Сам. работа 5 7 ПК-13 Л1.1
1.5. Архитектура первобытного общества Сам. работа 5 2 ПК-13 Л1.1
1.6. Работа с материалом "Мегалитические сооружения" Сам. работа 5 4 ПК-13 Л1.1
1.7. Концепция пространства в архитектуре Практические 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
1.8. Работа с материалом "Пространство и масса - стержень архитектурной композиции" Сам. работа 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Архитектура Древнего Египта
2.1. Проблемы культового каменного зодчества и причины его возникновения Практические 5 2 ПК-13 Л1.1
2.2. Составление конспекта "Пирамиды классического стиля" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.3. Древнеегипетский храм как модель космоса Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
2.4. Подготовка ессе "Общие черты в планировке композиции ансамбля и составляющих его частей" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Архитектура Древней Греции
3.1. Составление конспекта "Храм как воплощение духовного единства полиса" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.2. Принципиальные основы художественного стиля архитектуры Древней Греции, выраженные в абстрактном и математическом искусстве Практические 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.3. Особенности ордерной системы. Составные элементы дорийского, ионийского и коринфского ордеров Практические 5 2 ПК-13 Л1.1, Л2.1
3.4. Составление конспекта "Свойства греческой архитектуры, греческая художественная концепция" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Средневековое искусство Западной Европы
4.1. Мировоззрение средневекового человека и архитектура Практические 5 2 ПК-13 Л2.1
4.2. Составление конспекта "Основные объекты строительства в период романтики - замки и монастыри. Особенности построения и условия их возникновения" Сам. работа 5 11 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка эссе "Образное единство готического собора как единство творческого метода" Сам. работа 5 6 ПК-13 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Архитектура эпохи Возрождения
5.1. Основные черты итальянской архитектуры Раннего Возрождения Практические 5 2 ПК-13 Л1.2, Л1.1
5.2. Составление конспекта "Творчество Ф. Брунеллески, А. Браманте, Б. Микеланджело" Сам. работа 5 8 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Зачёт по дисциплине Зачет 5 4 ПК-13 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Эволюционный путь развития и истоки архитектуры
2.История градостроительства как отрасль знания
3.Архитектурно-пространственная целостность города, город как итог творческого процесса зодчих.
4.Понятие городского ансамбля.
5.Создание интернациональных художественных концепций
6.Древнейшие города мира
7.Здания и сооружения как составляющая архитектурных комплексов и ансамблей, их градостроительное значение.
8.Строительные материалы, конструктивные приемы, уровень развития техники и их влияние на формирование архитектуры.
9.Единичность и уникальность сооружения.
10.Архитектура и градостроительство древнейших цивилизаций Востока
11.Архитектура и градостроительство Древнего и Средневекового Китая
12.Архитектура и градостроительство Древней Греции.
13.Архитектура и градостроительство Древнего Рима
14.Архитектура Византии
15.Искусство западноевропейского Средневековья
16.Архитектура Возрождения
17.Градостроительство Италии XVII в.
18.Архитектура Франции XVII- XVIII в.в.
19.Архитектура Англии(XVII-XVIII в.в.).
20.Архитектура Западной Европы
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ковешникова Н. А. Дизайн: история и теория. : Учебное пособие М.: Омега-Л, //"ЭБС" Университетская библиотека онлайн", 2009. books.totalarch.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словарь архитектурных терминов archi.ru
Э2 Периодизация стилей www.pseudology.org
Э3 Архитектурные стили orenarch.narod.ru
Э4 Архитектурные стили florencia.narod.ru
Э5 Architectoram.com architectoram.com
Э6 История архитектуры. Архитектурные стили www.arhitekto.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.