МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в искусствознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 45 45 45 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в искусствознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 г. № 1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дать представление об искусствознании как о комплексе знаний основных этапов развития искусствоведческой мысли; изучить историю искусствознания; познакомить с основными методологическими принципами искусствознания, историей их становления и характером их изложения; повысить общекультурную компетенцию студентов ; сформировать у студентов системные представления о выразительных средствах художественной композиции в графике, живописи, скульптуре и архитектуре, дать представление о видах искусствоведческой литературы; развить профессиональную логику; активизировать аналитическую искусствоведческую деятельность; сформировать компетенции в области методов и средств искусствоведческой деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
ПК-34 готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о понятиях и терминах искусствоведения;
об особенностях художественного языка искусства;
об общей периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
3.2.Уметь:
3.2.1.понимать искусствоведческие термины и пользоваться ими;
осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области истории искусства;
описывать художественный образ произведения и особенности его выражения в различных языках искусства;
использовать полученные знания в дальнейшей профессиональной подготовке по специальности;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами формирования уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям Отечества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Философия искусства.
1.1. Традиционное и народное/национальное искусство. Произведения декоративно-прикладного искусства и их роль в организации жизненной среды. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему: онтологические законы (бытие, существование) и художественное творчество. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания: эстетические и экзистенциальные законы создания образных систем. Практические 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Естественнонаучные основы создания образов пространства, геометрия построения пространства и формы. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.5. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)на тему:Фундаментальные законы зрения и законы композиции. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Законы гносеологии (познания). Лекции 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных):Образное преобразование действительности и художественный образ. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания на тему:Художественное образование. Психологические способы построения образов, переживание. Математическое моделирование в искусствознании. Практические 1 4 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Теория искусства.
2.1. Общие законы развития искусства. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах. Трактаты по художественной теории от античности до XX века. Специфика отдельных видов искусства и проблема их синтеза. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Разработка пакета учебных материалов.Роль теории в создании произведений изобразительном искусстве и анализе художественных явлений. Символы и аллегории в искусстве. Практические 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Методология искусствознание и проблема метода в искусствоведческой науке. Процесс и основные этапы возникновения и развития знаний об искусстве, превращения их в науку. Лекции 1 4 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных). Функции искусствоведения как составной части духовной культуры общества. Предмет историографии. Становление и эволюция различных направлений и школ в отечественной и зарубежной историографии, их связь с идейно-политическими течениями. Сам. работа 1 6 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Общие проблемы развития искусства в исторической мысли. Наиболее крупные конкретные художественные, историко-культурные и социологические проблемы в историографии различных направлений. Практические 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Объективные закономерности развития искусства. Специфика мифологического и религиозного восприятия искусства и архитектуры. Лекции 1 4 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Периодизация истории искусства – крупные периоды, эпохи, стили Практические 1 4 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 3. Особенности художественного языка отдельных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства.
3.1. Композиционная структура. Классические, неклассические и неоклассические композиции. Архитектурная композиция. Скульптурная композиция. Композиция в живописи. Композиция в графическом искусстве. Композиция в ДПИ. Анализ выразительных средств художественной композиции. Лекции 1 2 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.2. Изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных)Умение анализировать и понимать содержание произведений искусства. Принципы искусствоведческого описания и анализа памятников. Пропорциональные закономерности в искусстве. Замысел и его творческое воплощение. Единство формы и содержания в художественном образе. Общее и неповторимо-индивидуальное в каждом произведении. Сам. работа 1 15 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1
3.3. Составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах)Типологические характеристики произведений искусств. Практические 1 4 ОК-2, ПК-34 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека online. www.biblioclub.ru
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. www.akunb.altlib.ru
Э3 Библиотекарь.ру: [Электронный ресурс]. bibliotekar.ru
Э4 Международный журнал исследований культуры : [Электронный ресурс]. www.culturalresearch.ru
Э5 Курс «Искусствоведение» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Электронная библиотечная система ЮРАЙТ https://biblio-online.ru;
5. Электронная библиотечная система ЛАНЬ https://e.lanbook.com/;

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Предусмотрено использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения аудиторных и внеаудиторных занятий: написание рефератов; подготовка докладов, фрагментов лекций; создание картотек общих, частных и авторских методов искусствознания; проведение учебных дискуссий, презентации просветительских проектов с привлечение мультимедийных средств. Эти технологии в сочетании с внеаудиторной, самостоятельной работой решают задачи формирования и развития деятельностных умений и навыков обучающихся.
Организация самостоятельной работы. Самостоятельная работа по дисциплине включает следующее:
– аналитический реферативный обзор (реферат, доклад), построенный на изучении, анализе материалов по методологическим и практическим вопросам искусствознания;
– изучение и анализ тематических порталов (отечественных и зарубежных);
– составление тезауруса изучаемой дисциплины (работа в группах);
– разработка пакета учебных материалов;
– составление библиографии по дисциплине и аннотированного справочника Internet-адресов;
Итоговая аттестация проводится в форме зачёта.
Вопросы по зачёту выявляют сформированность и системность теоретических знаний, умение оперировать ими, критически оценивать и делать выводы («теоретические»), а также вопросы, которые выявляют умение применять полученные знания для выполнения практических задач («практические»). Зачёт проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 35 минут.
Практическое задание выполняется в виде эссе. Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. выполняется в объёме 5-10 печатных листов формата А4, включая приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы.
Написание реферата выполняется в объёме 10-15 печатных листов формата А4, включая 2-3 листа формата А4 приложение, где отображаются иллюстрации заданной темы, на защиту реферата студенту отводится 30 минут.
Письменная работа выполняется студентом самостоятельно, имеет характер контрольного аудиторного занятия, объем составляет до 2 листов формата А4, время на выполнение работы 35 минут.
Тесты составлены из следующих форм тестовых заданий: один вопрос и четыре-семь варианта ответов, из которых необходимо выбрать один.