Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям) |
Профиль | Дизайн |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 16 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_04_ПО_Диз-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | 3 | 4 | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | 6 | 6 | 36 | 36 |
Практические | 6 | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | 6 | 6 | 36 | 36 |
Сам. работа | 51 | 51 | 107 | 107 | 179 | 179 | 123 | 123 | 460 | 460 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 13 | 13 | 13 | 13 | 9 | 9 | 44 | 44 |
Итого | 72 | 72 | 144 | 144 | 216 | 216 | 144 | 144 | 576 | 576 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью преподавания дисциплины «История искусств» является ознакомление слушателей с высшими достижениями художественной культуры человечества на протяжении исторического развития,а также выработать у студентов навыки самостоятельного анализа и оценки разнообразных явлений художественной жизни разных эпох, подвести студентов к пониманию логики развития искусства, опираясь на достижения искусства Европы и Востока |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.06 |
ПК-1 | Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам |
ПК-5 | Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства; - знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства; - интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями; - воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора; - выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства; - воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость; - уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика; - находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач; - владение принципами классификации художественных культур народов мира; - владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства; - владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров; - самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория искусства | ||||||
1.1. | Введение в историю искусства | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.1, Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Виды и жанры искусства | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Общая характеристика истории мировой художественной культуры | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Происхождение искусства | Сам. работа | 1 | 11 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.5. | Наскальная живопись как феномен певобытного искусства | Лекции | 1 | 4 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.6. | Первобытная культура | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.7. | Мегалитические памятники в мировом искусстве | Сам. работа | 1 | 22 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. История искусства Древнего мира | ||||||
2.1. | Искусство Древнего Египта | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Реформы Эхнатона и их влияние на искусство Египта | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Особенности древнеегипетской архитектуры | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | "Книга мертвых" как основной источник изучения древнеегпипетского изобразительного искусства | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Общая характеристика искусства Месопотамии | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Искусство Вавилонского царства, Ассирии,Нововавилонского царства | Сам. работа | 2 | 28 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Особенности культуры Шумеров | Практические | 2 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Проблема стиля в искусстве народов Месопотамии | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Своеобразие искусства Древней Индии | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Стили и направления в индийской архитектуре | Практические | 2 | 4 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Буддийское изобразительное искусство Индии | Сам. работа | 2 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Культура и искусство Китая | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.13. | Традиционные виды искусства Китая и их эволюция | Практические | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.14. | Средневековое искусство Китая | Сам. работа | 2 | 7 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.15. | Особенности японской культуры и искусства | Лекции | 2 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.16. | Эстетика дзэн в искусстве Японии | Практические | 3 | 4 | ПК-5, ПК-1 | Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.17. | Своеобразие изобразительного искусства Японии | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.18. | Ордер и его роль в формировании и развитии античного искусства | Практические | 3 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.19. | История античного искусства. Искусство Древней Греции | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.20. | Античная вазопись | Сам. работа | 3 | 20 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.21. | Искусство и культура Древнего Рима | Лекции | 3 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.22. | Монументальные задачи в архитектуре Древнего Рима | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.23. | Изобразительное искусство Древнего Рима | Практические | 3 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л3.2, Л1.2, Л1.1 |
2.24. | Декоративно-прикладное искусство Древнего Рима | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.25. | Особенности культуры и искусства Византии | Лекции | 3 | 8 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.26. | Иконопись как феномен культуры | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.27. | Мусульманское искусство | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Искусство Западной Европы | ||||||
3.1. | Искусство Западной Европы в период раннего средневековья | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Романский стиль в европейском искусстве | Сам. работа | 3 | 14 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Архитектура Западной Европы в период средневековья | Сам. работа | 3 | 18 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Античное наследие в искусстве средних веков | Сам. работа | 3 | 13 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Готика в архитектуре Западной Европы | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Готический стиль в изобразительном искусстве Западной Европы | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Готическое искусство Франции | Практические | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | Готическое искусство Англии, Италии, Германии | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Искусство итальянского Возрождения | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Искусство Высокого Возрождения | Практические | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.11. | Искусство Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микельанджелло, Рафаэль, Джорджоне, Тициан) | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.12. | Искусство Северного Возрождения | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.13. | Искуство Нидерландов | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.14. | Искусство Франции и Германии | Сам. работа | 4 | 12 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.15. | Искусство Западной Европы XVII века | Лекции | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.16. | Стиль барокко в европейском искусстве XVII века | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.17. | Стиль рококо и его особенности в искусстве Западной Европы | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.18. | Особенности искусства Европы XVIII века | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.19. | Портретное искусство (Латур, Гейнсборо, Рокотов, Гудон) | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.20. | Бытовой жанр в искусстве Ватто и Фрагонара,Шардена,Гварди. | Сам. работа | 4 | 6 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.21. | Европейское искусство XIX века | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.22. | Реализм как ведущее направление в европейском искусстве XIX века | Практические | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.23. | Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа XIX—XX вв. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-5, ПК-1 | Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.24. | Импрессионизм в европейском искусстве | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.25. | Постимпрессионизм во французском искусстве рубежа XIX— XX вв. | Сам. работа | 4 | 3 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.26. | Истоки и корни авангарда. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.27. | Кубизм и футуризм — направления художественного авангарда в европейском искусстве XX в. | Сам. работа | 4 | 2 | ПК-5, ПК-1 | Л3.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. | История искусства: | Белый город, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 |
Л1.2 | Вёрман К. | История искусства всех времен и народов: Научные монографии | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина Т.В., Фомина М.С | История искусства западной европы. От античности до наших дней:: учебник | Юрайт, , 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Вёрман К. | История искусства всех времен и народов. Т.2 Европейское искусство средних веков: учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Т. В. Ильина | История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник | // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 | www.biblio-online.ru |
Л3.2 | АлтГУ, Каф. истории отеч. и зарубеж. искусства, АлтГУ, Каф. теории искусства и культурологии | Программа кандидатского экзамена по специальности 17.00.09 - "Теория и история искусства" по философским, историческим наукам и искусствоведению: | Изд-во АлтГУ, 2006 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Степанская Т.М. | Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 | elibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ | www.bibliotekar.ru | ||
Э2 | Беседы о истории искусства с Паолой Волковой | yandex.ru | ||
Э3 | КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА | artyx.ru | ||
Э4 | История искусства | iskusstvu.ru | ||
Э5 | Курс «История культуры и искусства» в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При изучении дисциплины «История искусств» самостоятельная работа студентов является одним из методов освоения дисциплины. Она предполагает углубленное изучение теоретических работ по истории искусства. По наиболее актуальным и сложным проблемам проводятся практические занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки аннотации произведений мирового искусства. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия, презентации. Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств. |