МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Функционально-стоимостной анализ системы и технологии управления персоналом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.03. Управление персоналом
ПрофильHR-аналитика и кадровая безопасность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz38_04_03_УП-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Булатова Г.А.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Функционально-стоимостной анализ системы и технологии управления персоналом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.03 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 08.04.2015г. №367)

составлена на основании учебного плана:
38.04.03 Управление персоналом
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Лобова Светлана Владиславльевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой Лобова Светлана Владиславльевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Получение теоретических и прикладных профессиональных знаний и умений в области функционально-стоимостного анализа системы и технологии управления персоналом в условиях рыночной экономики с учетом передового отечественного и зарубежного опыта, а также приобретение навыков самостоятельного инициативного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности, формирование системных знаний о методах функционально-стоимостного анализа системы и технологии управления персоналом при обосновании стратегических решений; формирование знаний об эффективности применения методов функционально стоимостного анализа при оценке системы управления персоналом; формирование у студентов навыков самостоятельной аналитической и научноисследовательской работы; развитие у студентов навыков работы с учебной и научной литературой

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-22 умением разрабатывать программы научных исследований в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение, применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом и строить соответствующие организационно-экономические модели
ПК-23 умением проводить бенчмаркинг и другие процедуры для оценки вклада службы управления персоналом в достижение целей организации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные задачи и актуальность программ научных исследований в сфереуправления персоналом, при принятия управленческих решений в области его управления;
- содержание и возможности количественных и качественных методов анализа, в том числе функционально-стоимостного;
- основные задачи и актуальные вопросы совершенствования системы и технологии работы с персоналом на основе функционально-стоимостного анализа, для достижения эффективности использования работников;
- особенности экономического обоснования и внедрения в практику деятельности организации проекты совершенствования работы с её персоналом, направленные на оптимизацию трудового процесса;
3.2.Уметь:
3.2.1.- разрабатывать программы научных исследований в сфере управления персоналом и организовывать их выполнение;
- применять количественные и качественные методы анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области управления персоналом;
- строить соответствующие организационно-экономические модели;
-- разрабатывать, экономически обосновывать и внедрять в практику деятельности организации проекты совершенствования системы и технологии работы с персоналом, с ориентацией на достижение социально-экономической эффективности;
- использовать функционально-стоимостной анализ в обосновании и внедрении в практику работы компании проекты совершенствования системы и технологии работы с её персоналом;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками разработки программы научных исследований в сфере управления персоналом, а также организации их выполнения;
- навыками применения количественных и качественных методов анализа, в том числе функционально-стоимостного, при принятии решений в области;
- навыками применения функционально-стоимостного анализа, его возможностей в практике совершенствования технологий работы с персоналом;
- навыками разработки и внедрения проектов совершенствования организации труда, ориентированного на достижение социально-экономической эффективности управления персоналом;
- навыками построения соответствующих организационно-экономических моделей;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История формирования методологии, сущность и задачи функциональностоимостного анализа (ФСА) управления персоналом.
1.1. Важнейшие термины ФСА управления персоналом Лекции 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Важнейшие термины ФСА управления персоналом Сам. работа 2 8 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Принципы ФСА: функциональностоимостной подход, системный подход, народнохозяйственный подход Практические 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Принципы ФСА: функциональностоимостной подход, системный подход, народнохозяйственный подход Сам. работа 2 8 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Принципы ФСА: коллективное творчество, соответствие степени значимости функций затратам и уровню качества их реализации. Лекции 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. Принципы ФСА: коллективное творчество, соответствие степени значимости функций затратам и уровню качества их реализации. Сам. работа 2 8 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Этапы ФСА, их содержание. Подготовительный этап. Информационный этап. Практические 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. Этапы ФСА, их содержание. Подготовительный этап. Информационный этап. Сам. работа 2 8 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. Аналитический этап. Практические 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Аналитический этап. Сам. работа 2 10 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. Творческий и исследовательский этапы. Практические 2 1 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Творческий и исследовательский этапы. Сам. работа 2 10 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Рекомендательный этап и этап внедрения Практические 2 0 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.14. Рекомендательный этап и этап внедрения Сам. работа 2 10 ПК-22, ПК-23 Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Кибанова А.Я. Управление персоналом. Теория и практика. Управление организационной культурой: учебное пособие Проспект // ЭБС "Лань", 2015 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.В. Климова Экономический анализ : учебник М.:Вузовский учебник, 2010
Л2.2 Под ред. П.Э. Шлендера Управление персоналом организации : учебник М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. примерный список источников и литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых на зачет вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.