Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Профиль | Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 7 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 5 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 229 | 229 | 229 | 229 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 252 | 252 | 252 | 252 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | познакомить студентов с основами истории, теории и современной методологии экскурсионно-туристической деятельности и музейной педагогики, на основе чего сформировать первичные навыки методической работы в этих сферах |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
ПК-7 | способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | современные тенденции развития экскурсионно-туристической деятельности и музейной педагогики как отраслей научного знания; основные методические приемы и методики работы с различными категориями посетителей музеев |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять и отбирать (в зависимости от специфики объектов показа) методы и подходы, необходимые для подготовки музейных мероприятий, различных видов экскурсий; использовать информацию о музейных раритетах, коллекциях, собраниях, объектах культурного и природного наследия для отбора объектов с целью показа и формирования «портфеля экскурсовода». |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | использования теоретических знаний в работе с различными категориями посетителей, как одного из направлений культурно-образовательной деятельности музея по представлению культурного наследия; по оформлению результатов работы по разработке музейных мероприятий |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. История развития экскурсионно-туристической деятельности | ||||||
1.1. | Экскурсионно-туристическая деятельность: понятийный аппарат и разновидности современного туризма | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Виды современных туристических организаций | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Разновидности современного туризма | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
1.4. | Историческое развитие мирового туризма | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2 |
1.5. | Эволюция мирового туризма в XX в. | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2 |
1.6. | История экскурсионно-туристической деятельности в России | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2 |
1.7. | Организация зарубежного туризма в СССР | Сам. работа | 5 | 8 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2 |
1.8. | История экскурсионно-туристической деятельности в России | Практические | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2 |
Раздел 2. Теория и практика современной экскурсионно-туристической деятельности | ||||||
2.1. | Экскурсоведение: теоретические основы и история развития | Сам. работа | 5 | 14 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.2. | Туристическая экскурсия: основные разновидности и этапы подготовки | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Туристическая экскурсия: этапы подготовки | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.4. | Туристическая экскурсия: этапы подготовки | Практические | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.5. | Методы и техника проведения туристической экскурсии | Лекции | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.6. | Методы и техника проведения туристической экскурсии | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.7. | Методы и техника проведения туристической экскурсии | Практические | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.8. | Профессиональное мастерство экскурсовода | Сам. работа | 5 | 26 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
2.9. | Особенности и разновидности современного культурного туризма | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Организационно-правовые основы экскурсионно-туристической деятельности | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
Раздел 3. Теоретические аспекты музейной педагогики | ||||||
3.1. | Музейная педагогика как область знания направления практической деятельности современного музея | Сам. работа | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
3.2. | Теоретические аспекты музейной педагогики | Сам. работа | 5 | 6 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
Раздел 4. Формы культурно-образовательной деятельности современных музеев: разновидности и опыт организации | ||||||
4.1. | Понятия культурно-образовательная форма. Формы культурно-образовательной деятельности музеев | Сам. работа | 5 | 10 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
Раздел 5. Психологические особенности методики работы с различными категориями посетителей | ||||||
5.1. | Психолого-педагогическая специфика работы с различными категориями музейных посетителей | Сам. работа | 5 | 13 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
5.2. | Методические аспекты работы на музейной экспозиции | Сам. работа | 5 | 36 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
5.3. | Методические аспекты работы на музейной экспозиции | Практические | 5 | 2 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1 |
5.4. | Экзамен | 5 | 9 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные понятия современного туризма. 2. Факторы развития и основные разновидности туризма 3. Виды современных туристских организаций. 4. Путешествия в древности, зарождение туризма. 5. Путешествия в эпоху средневековья. 6. История развития туризма в XVIII — XIX вв. 7. Эволюция мирового туризма в ХХ в. 8. Экскурсионное дело в Российской империи в конце XVIII - начале XX в. 9. Роль туристических объединений в развитии экскурсионного дела в России (конец XIX — начало XX в.). 10. Экскурсионные комиссии и бюро в России в начале XX в. 1l. Экскурсионное дело в России в первые годы советской власти (1918 — 1930-e гг.). 12. Деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий. 13. Экскурсионно-туристическая деятельность в России в 1936 — 1980-е гг. 14. Экскурсионно-туристическое дело в современной России 15. Основы теории экскурсоведения. 16. Признаки и основные функции экскурсии. 17. Психологические и педагогические основания экскурсий. 18. Сущность экскурсионного метода в подходах отечественных экскурсионистов. 19. Туристическая экскурсия: признаки и основные классификации. 20. Этапы подготовки экскурсии для туристов. 21. Подготовка технологической карты экскурсии и «портфеля экскурсовода». 22. Приемы показа экскурсионных объектов. 23. Методика экскурсионного рассказа. 24. Особые методы и приемы ведения экскурсии. 25. Техника ведения экскурсии. 26. Особенности профессии экскурсовода. Личность экскурсовода. 27. Культура речи экскурсовода. Внеречевые средства общения. 28. Культурный туризм: понятие, особенности, ресурсы, объекты. 29. Отрицательные и позитивные последствия культурного туризма. 30. Археологический туризм: особенности и опыт организации. 31. Городские. обзорные экскурсии. 32. Особенности подготовки и проведения экскурсий на историческую тематику. 33. Искусствоведческие и литературные экскурсии: особенности подготовки и проведения 34. Религиозные экскурсии и паломнические программы. 35. Организационно-правовые основы экскурсионно-туристической деятельности. 36. Понятия и категории музейной педагогики. 37. Основные характеристики базовых форм культурно-образовательной деятельности музеев. 38. Экскурсия как форма культурно-образовательной деятельности музея. Особенности ее подготовки и проведения. 39. Психолого-педагогическая специфика работы в музее с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста. 40. Психолого-педагогическая специфика работы в музее с людьми с ограниченными возможностями. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Составление карточек (паспортов) экскурсионных объектов г. Барнаула Изучите методические рекомендации, представленные в издании Долженко Г.И. Экскурсионное дело:учебное пособие / Г.И. Долженко. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. – С. 66. Обратитесь к перечню памятников – объектов культурного наследия г. Барнаула. По желанию выберите 3-4 объекта. При составлении карточки (паспорта) учтите следующие пункты: – Наименование объекта. Если объект переименовывался, то первоначальное название. – Исторические события, связанные с объектом, их даты. – Местанахождение объекта (адрес). – Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике). -- Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов). – Сохранность объекта. – Охрана памяника (на кого возложена, каким решением). – Фотография или другой иллюстративный материал. – Дата составления карточки экскурсионного объекта, фамилия составителя. Выполните 3-4 карточки экскурсионных объектов. Приготовьтесь к представлению результатов на практическом занятии. Перечень памятников – объектов культурного наследия г. Барнаула (для составления карточек экскурсионных объектов) – Барнаульский сереброплавильный завод; – Главная химическая лаборатория Алтайских заводов; – Народный дом; – «Нулевой километр» – здание Окружного реального училища – здание горного госпиталя; – особняк начальника Алтайского горного округа; – здание заводской богадельни-инвалидного дома; – церковь Дмитрия Ростовского; – Никольская церковь; – Покрова Пресвятой Богородицы Кафедральный собор; – здание городской думы; – «Дом под шпилем»; – Казенная женская гимназия; – Барнаульское духовное училище; – Дом купцов Мальковых; – Торговый дом купца Полякова; – здание горной аптеки. Полный перечень практических заданий размещен в Электронном учебно-методическом комплексе на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2713 |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | В. Е. Арефьев | Теоретические основы туризма: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Арефьев, В.Е.; Прудникова, Н.Г. | История туризма и гостеприимства.: Учебное пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013 | http://elibrary.asu.ru/handle/asu/55 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Н. П. Иванова | Музейная педагогика: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Ван Циншен Историко-культурный туризм и развитие туристических городов | tourlib.columb.net.ua | ||
Э2 | Законодательство о туризме в России и за рубежом. Состояние и перспективы | travel.rin.ru | ||
Э3 | Зорин И.В., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности (серия: «Менеджмент туризма») | tourlib.net | ||
Э4 | Иванова Н.П. Музейная педагогика учебное пособие. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. — 214 с. | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Официальный сайт г. Барнаула | barnaul.org | ||
Э6 | Алтайский государственный краеведческий музей[Электронные ресурсы] | www.agkm.ru | ||
Э7 | Музей истории литературы, искусства и культуры Алтая | www.gmilika.ru | ||
Э8 | Государственный художественный музей Алтайского края | muzei.ab.ru | ||
Э9 | Портал "Музеи России" | www.museum.ru | ||
Э10 | Музей археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета | altarcheomuseum.wixsite.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
112Д | музей археологии и этнографии алтая АлтГУ - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 4 посадочных места; доска меловая 1 шт.; фонды; архив; экспозиционные материалы |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке. Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи. Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы. «Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе. «Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников. «Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем. Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (ЭУМКД) размещен на Едином образовательном портале АлтГУ по адресу: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2713 В нем представлена инструкция по освоению ЭУМКД. ЭУМКД включает материалы, сгруппированные тематически по разделам курса. В ЭУМКД представлены планы практических занятий, практические задания, глоссарий, материалы (литература и интерактивные ссылки) для самостоятельного изучения. Темы пронумерованы и представлены в соответствующих разделах. Представленные практические задания выполняются студентами самостоятельно и индивидуально и направляются преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по стобалльной шкале, засчитывается задание, оцененное в не менее чем 50 баллов. Задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускаются плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Выполненное задание, получившее оценку менее чем 50 баллов, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано автором. К выполнению итоговых тестовых заданий следует приступать после завершения изучения всех тем дисциплины. В случаях отрицательных результатов после двух попыток прохождения тестовых заданий, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией. Доступ к тестовым заданиям открывается преподавателем в определенные дни. Выполнение теста ограничено по времени. Каждый вопрос оценивается в один балл. Максимальное количество баллов за тест 30. К устному экзамену допускаются студенты-бакалавры, выполнившие все задания в системе ЭУМКД (не менее 50 баллов за каждый), не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий и успешно выполнившие тестовые задания. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. |