МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг территорий

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_МежМен-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 93
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 93 93 93 93
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон.н., профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
старший преподаватель, Пяткова О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг территорий

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. , к.э.н., доцент и.о. зав. кафедрой ЭПИМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. , к.э.н., доцент и.о. зав. кафедрой ЭПИМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются изучение студентами теоретических основ и практических методов выявления (установления) уникальных характеристик отдельных территориальных образований (субъектов федерации, регионов, городов, других поселений, районов, др.), привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для последующего их развития.
В соответствии с целями в учебной дисциплине поставлены следующие задачи:
 изучение методологии маркетинга территорий;
 освоение методов выявления уникальных характеристик конкретной территории (территориального образования), их классификации и выбора наиболее приемлемых из них для развития данной территории;
 освоение методов классификации заинтересованных сторон (потребителей уникальных характеристик территории) и выбора из них наиболее соответствующих выявленным (установленным) уникальным характеристикам данных территорий (территориальных образований) с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций для их развития;
 изучение методов продвижения уникальных характеристик России, субъектов Российской Федерации, ее регионов, городов, других поселений в среду заинтересован-ных сторон;
 изучение методов и овладение конкретными приемами разработки имиджа территории;
 разработка маркетинговых программ развития уникальных характеристик территорий с целью привлечения к ним внимания заинтересованных сторон и инвестиций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 владением методами экономического и стратегического анализа поведения экономических агентов и рынков в глобальной среде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методы количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности организаций; методы формирования стратегии развития территорий на основе маркетинговых данных
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать инструменты для сбора, а также количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности организаций; применять маркетинговые данные в формировании стратегии развития территорий на основе маркетинговых данных



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками применения маркетинговых инструментов для сбора, а также количественного и качественного анализа данных для разработки управленческих решений с целью оценки состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности организаций; применения маркетинговых данных в формировании стратегии развития территорий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методология маркетинга территорий. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика.
1.1. Методология маркетинга территорий Лекции 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Методология маркетинга территорий Сам. работа 2 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Маркетинговые исследования в маркетинге территорий Лекции 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.4. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 2 10 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.5. Определение и классификация уникальных характеристик территориальных образований. Определение и классификация заинтересованных в уникальных характеристиках территориальных образованиях сторон. Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.6. Сбор вторичных данных о показателях развития территориальных образований; сбор первичных данных об уникальных характеристиках территорий: наблюдения, опросы, др. Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.7. Генерирование новых маркетинговых идей по развитию территориальных образований Сам. работа 2 12 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.8. Производство новых знаний об уникальных характеристиках территориальных образованиях Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.9. Маркетинговая стратегия развития территорий: разработка (формирование) и обоснование Лекции 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.10. Разработка маркетинговой стратегии развития территории: процедуры и методы Практические 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.11. Маркетинговая стратегия продвижения в среду заинтересованных сторон доминирующих уникальных характеристик территорий Сам. работа 2 12 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.12. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Лекции 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.13. Выявление направлений развития установленных уникальных характеристик территорийальных образований:Применение методики SWOT-анализа в выборе доминирующих уникальных характеристик территориальных образований Сам. работа 2 15 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.14. Имидж как воплощение репутации территории. Понятие бренда. Деловая репутация как конкурентное преимущество территории. Репутация территории: сущность, структура, закономерности формирования и функционирования. Сам. работа 2 16 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.15. Маркетинг страны: репутация, имидж, символика Практические 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.16. Маркетинг региона: репутация, имидж, символика Практические 2 0 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.17. Стратегия и тактика маркетинга регионов Сам. работа 2 16 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.18. Разработка проекта маркетинговых исследований Лекции 2 1 ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.19. Разработка проекта маркетинговых исследований Сам. работа 2 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Реброва, Н.П. Территориальный маркетинг: учеб. пособие Москва : Издательство "Прометей", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. Н. Жильцова [и др.] Маркетинг территорий: учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).