МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии региональных систем защиты техносфера
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра техносферной безопасности и аналитической химии
Направление подготовки20.04.01. Техносферная безопасность
ПрофильКомплексная безопасность, народосбережение, ресурсосбережение в системе БЖД
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план20_04_01_ТБ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 24
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 49 76 49
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Технологии региональных систем защиты техносфера

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.03.2015г. №172)

составлена на основании учебного плана:
20.04.01 Техносферная безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра техносферной безопасности и аналитической химии

Протокол от 31.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой Темерев С.В., доктор хим. наук, доцент

1. Цели освоения дисциплины

1.1.- ознакомление с методами и устройствами, применяемыми при защите среды обитания от негативного техногенного воздействия;
-подготовка специалистов к участию в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах, направленных на создание новых методов и систем защиты человека и среды обитания.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью структурировать знания, готовностью к решению сложных и проблемных вопросов
ПК-8: способностью ориентироваться в полном спектре научных проблем профессиональной области
ПК-19: умением анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания
ПК-25: способностью осуществлять мероприятия по надзору и контролю на объекте экономики, территории в соответствии с действующей нормативно-правовой
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать методику расчета фактических уровней воздействия негативных факторов на среду обитаниия;
- методику обработки результатов измерений уровней опасностей;
- методологию составления прогнозов возможного развития экологической ситуации;
- классификацию среды обитания по уровню опасности для жизнедеятельности человека;
- методы определения опасных зон.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные методы определения нормативных показателей для оценки безопасности жизнедеятельности;
- использовать методику нормативной оценки загрязнения природной среды в системах мониторинга;
- измерять уровни опасностей в среде обитания;
- пользоваться современной измерительной аппаратурой для оценки состояния окружающей среды;
- классифицировать урбанизированные территории по степени опасности для жизнедеятельности человека;
- применять на практике аналитические методы определения опасных зон.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками определения уровней негативных воздействий на человека;
- навыками применения методов определения нормативных показателей в мониторинговых исследованиях;
- методами оценки погрешностей измерений;
- компьютерными технологиями обработки результатов измерений;
- методами мониторинга за функционированием опасных производств;
- методикой расчета зон приемлемого риска.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Защита среды обитания как основа техосферной безопасности
1.1. Термины и принципы зашитных процессов, их классификация, особенности и факторы, влияющие на выбор защитного процеса Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.3
1.2. Защита атмосферы, гидросферы, литосферы Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Физико-химические свойства техносферных загрязнений и воздействий Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.3
1.4. Физические свойства энергетических воздействий Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
1.5. Коллоквиум по теме "Защита среды обитания как основа техносферной безопасности". Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25
Раздел 2. Теоретические основы физических защитных поцессов
2.1. Термодинамика, кинетика и равновесие защитных процессов Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.3
2.2. Кинетика защитных процессов. Кинетические уравнения для реакций различных порядков.Влияние температуры на скорость реакции. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
2.3. Решение задач по теме "Термодинамические, кинетические и равновесные процессы в проблеме защиты среды обитания" Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Механические процессы очистки воды Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Центробежное осаждение примесей сточных вод. Фильтрование сточных вод. Фильтрующие материалы. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Методики расчета аппаратов очистки сточных вод: расчет отстойника, фильтров для суспензий и выпарного аппарата. Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Физические прооцесс переработки твердых отходов Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
2.8. Методики расчета дробилок и измельчителей Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1
2.9. Механические процессы: дробление и измельчение, грохочение, гранулирование и брикетирование. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1
2.10. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1
Раздел 3. Теоретические основы физико-химических защитных процессов
3.1. Применение сорбционных, ионообмнных, каталитических и термических процессов в защите среды обитания Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Решение задач по теме "Физико-химических процессы очистки сточных вод Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л2.1, Л1.3
3.3. Процессы экстракции: физико-химические основы процесса, процессы экстракционной очистки воды. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Физико-химические основы мембранных процессов: обратный осмос и ультрафильтрация, механизм разделения на мембранах, основные виды мембран. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Теоретические основы химических защитных процессов Практические 2 4 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.6. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений. Условие выпадения осадков из растворов электролитов. Сам. работа 2 5 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.7. Процессы очистки сточных вод реагентным методом. Осаждение ионов металлов в виде гидроксидов и карбонатов. Осаждение ионов металлов в виде сульфидов. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.8. Решение задач по теме "Химические процессы очистки сточных вод Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л2.1, Л1.3
3.9. Теоретические основы биохимических защитных процессов. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.3
3.10. Процессы обезвреживания осадков сточных вод. Анаэробное сбраживание. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.11. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов: аэробная ферментация, анаэробная ферментация. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.12. Очистка сточных вод в аэробных и анаэробных условиях Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
3.13. Теоретические основы процессов защиты от энергетических воздействий Лекции 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.14. Процессы защиты от неионизирующих, электромагнитных полей и излучений Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.15. Защита от ионизирующих излучений. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.16. Инженерно-технические мероприятия по защите от электроманитного излучения Практические 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25 Л1.1, Л1.3
3.17. Внеаудиторная самостоятельную работа:закрепление знаний и отработка умений и навыков, подготовка к текущему и промежуточному контролю по дисциплине, написание рефератов и отчетов и т.д. Сам. работа 2 2 ОПК-1, ПК-8, ПК-19, ПК-25

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные принципы защиты среды обитания.
2. Классификация защитных процессов среды обитания по методам их осуществления.
3. Факторы, принципы и критерии защитных процессов среды обитания.
4. Физико-механические и физико-химические процессы обезвреживания выбросов и сбросов.
5. Очистка газового потока. Показатели характеризующие эффективность очистки газа.
6. Классификация сточных вод. Методы и процессы их очистки.
7. Физико-химические характеристики промышленных и бытовых отходов. Процессы их переработки.
8. Вредные энергетические воздействия и способы защиты от них.
9. Приоритетные источники загрязнения среды обитания.
10. Источники шума, инфразвука, ультразвука и вибрации.
11. Естественные и другие источники электромагнитных полей, способы защиты от них.
12. Виды и характеристики аэрозолей.
13. Физические характеристики пыли. Параметры определения пылеуловителя.
14. Дайте характеристику классам опасности отходов.
15. Классификация примесей воды, данная Л.А. Кульским.
16. К какому типу дисперсных систем относятся суспензия, эмульзия и пены?
17. Основные понятия и определения химической термодинамики защитных процессов.
18. Энтальпия как мера теплоты защитного процесса.
19.Энтропия как критерий самопризвольности защитного процесса.
20. Понятие о химическом равновесии и обратимости защитного процесса среды обитания. Закон действующих масс.
21. Кинетика защитных процессов: основные понятия, законы и принципы гомогенных и гетерогенных систем.
22. Механические процессы очистки воды. Классификация гидромеханических процессов.
23. Характеристика гидромеханических процессов очистки воды.
24. Механические процессы обработки осадков сточных вод.
25. Физические процессы переработки твердых отходов.
26. Значение закона Стокса для механики аэрозоля.
27. Основные виды коагуляции частиц и механизмы, лежащие в их основе.
28. Почему закон Стокса не выполняется применительно к осветлению реальных сточных вод?
29. Механические процессы, используемые при обработке сточных вод.
30. Общие закономерности сорбционных процессов.
31. Виды адсорбции, их характеристики. Параметры влияющие на процессы адсорбции.
32. Основные типы адсорбентов, применяемых в защитных процессах и процессы их регенерации.
33. Процессы абсорбционной очистки отходящих газов.
34. Процессы адсорбционной очистки отходящих газов.
35. Физико-химические основы процессов ионообменной сорбции.
36. Иониты, процессы их регенерации.
37. Процессы очистки воды ионообменной сорбцией.
38. Закономерности коагуляции коллоидных примесей, содержащихся в сточных водах.
39. Физико-химические основы флокуляции в процессах очистки сточных вод.
40. Процессы экстракционной очистки воды.
41. Физико-химические основы процесса флотации. Флотационная очистка воды.
42. Физико-химические основы мембранных процессов очистки воды.
43. Обратный осмос и ультрафильтрация. Механизм разделения на мембранах.
44. Электрохимические процессы очистки отходящих газов.
45. Электродные процессы при очистке сточных вод.
46. Электро- и гальванокоагуляция.
47.Электрофлотационная очистка вод.
48. Каталитические процессы в защитных процессах окружающей среды.
49. Процессы каталитической очистки газовых выбросов.
50. Термическая обработка сточных вод.
51. Термохимическое обезвреживание газовых выбросов.
52. Высокотемпературное обезвреживание твердых отходов.
53. Термические методы обезвреживания осадков сточных вод.
54. Закономерности процессов нейтрализации в процессах очистки сточных вод.
55. Закономерности процессов окисления и восстановления сточных вод.
56. Химические процессы обеззараживания воды.
57. Процессы выделения загрязнений в виде малорастворимых соединений.
58. Процессы очистки сточных вод реагентным методом.
59. Закономерности процессов биохимического окисления. Роль ферментов в процессах очистки объектов окружающей среды.
60. Очистка сточных вод в аэробных условиях.
61. Очистка сточных вод в анаэробных условиях.
62. Процессы обезвреживания осадков сточных вод.
63. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов.
64. Основные принципы защиты от энергетических воздействий.
65. Процессы защиты от акустических и механических колебаний.
66. Процессы защиты от неионизирующих электромагнитных полей и излучений.
67. В чем заключаются инженерно-технические мероприятия по защите от электромагнитного излучения.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проектирование биоинженерных сооружениях для доочистки сточных вод от тяжелых и цветных металлов.
2. Проектирование устройства по регулированию поступления в водные объекты рассредоточенных (диффузных) примесей.
3. Проектирование устройства по регулированию поступления в водные объекты синтетических поверхностно-активных веществ.
4.Влияние кислотных дождей на объекты гидросферы.
5. Гидролиз солей и органических соединений в природных водоемах. Фотолиз в водной среде. Комплексообразование в гидросфере.
6. Современное состояние проблемы защиты гидросферы.
7. Бионакопление тяжелых металлов, пестицидов, радионуклидов в организмах, обитающих в водной среде.
8. Возможность биологической токсификации загрязнителей в водных организмах.
9. Последствия хлорирования загрязненных природных вод при водоподготовке.
10. Мембранные аппараты для очистки сточных вод.
11. Глубокая очистка (доочистка) сточных вод. Установки для обеззараживания сточных вод.
12. Очистка щелочных сточных вод гальванического производства.
13. Проектирование системы очистки сточных вод котельного завода.
14. Проектирование системы очистки сбросов нефтеперерабатывающего предприятия.
15. Физико-химические характеристики промышленных и бытовых отходов. Процессы их переработки.
16. Биотермическая переработка твердых бытовых отходов.
17. Инженерно-технические мероприятия по защите от электромагнитного излучения.
18. Закономерности процессов биохимического окисления. Роль ферментов в процессах очистки объектов окружающей среды.
19. Каталитические процессы в защитных процессах окружающей среды.
20. Основные типы адсорбентов, применяемых в защитных процессах окружающей среды и процессы их регенерации. Процессы абсорбционной очистки отходящих газов.
21. Физико-химические основы процесса флотации. Флотационная очистка воды.
22. Физико-химические характеристики промышленных и бытовых отходов. Процессы их переработки.
23. Вредные энергетические воздействия и способы защиты от них.
24. Процессы очистки воды ионообменной сорбцией.
25. Физико-механические и физико-химические процессы обезвреживания выбросов и сбросов.
5.3. Фонд оценочных средств
Фонды оценочных средств размещены в приложении.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ветошкин, А.Г. Основы инженерной защиты окружающей среды : Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444182
Л1.2 Ветошкин, А.Г. Инженерная зашита гидросферы от сбросов сточных вод: Москва-Вологда : Инфра-Инженерия, 2016 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=444179
Л1.3 Е. В. Сотникова, В. П. Дмитренко, В. С. Сотников Теоретические основы процессов защиты среды обитания: СПб.: Издательство «Лань», 2014 www.ozon.ru/context/detail/id/30792063/
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрелков, А.К. Охрана окружающей среды и экология гидросферы : Самара : Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2013 biblioclub.ru/index.php?page=book&id=256154
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи [Электронный].http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=52226
Э2 Ветошкин, А.Г. Основы процессов инженерной экологии. Теория, примеры, задачи. + CD [Электронный ресурс] http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=45924
6.3. Перечень программного обеспечения
7.http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
12.http://www.gpntb.ru/win/search/ Государственная публичная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ России)
13.http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
19.Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Редактор диаграмм https://www.draw.io
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеке АлтГУ
http://www.chem.msu.su Электронная библиотека на сервере химфака МГУ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
http://www.kge.msu.ru Библиотека химической литературы
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине закладываются на лекционных занятиях, посещение которых учащимися обязательно. В ходе лекции они внимательно следят за ходом изложения материала лектора, аккуратно ведут конспект. Конспектирование лекции - одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умений кратко, системно, последовательно и логично формировать положения тем. 'Теория защиты среды обитания' как дисциплина имеет свою терминологию, свой специфический категориальный аппарат, которым должен умело владеть студент, употребляя соответствующие сокращения и логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции - один из важнейших факторов успешного и творческого овладения материалом по узловым вопросам изучаемой дисциплины. Неясные моменты выясняются в конце занятия в отведенное на вопросы время. Рекомендуется в кратчайшие сроки после ее прослушивания проработать материал, а конспект дополнить и откорректировать. Последующая работа над текстом лекции воспроизводит в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, выделить главное, творчески закрепить материал в памяти.
Самостоятельная работа включает в себя:
-чтение и конспектирование рекомендованной литературы,
-проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе),
-подготовку ответов на вопросы, предназначенных для самостоятельного изучения,
-доказательство отдельных утверждений, свойств;
-подготовку к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену.
При изучении дисциплины важное внимание уделяется самостоятельной работе по подготовке к коллоквиумам,имеющим целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии
Для допуска к экзамену необходимо не менее четырех ответов на вопросы семинарских занятий, решение 10 задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем, выполнение всех лабораторных работ, выполнение тестов по текущей проверке знаний и умений.
Оценка – "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".
При подготовке к семинарским занятиям необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций, включающим теоретический материал.
Вопросы по подготовке к семинарскому занятию, решению практических заданий и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий. Тема реферата, в данном случае, выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
Тестирование проводится письменно. На тестирование отводится 40 - 45 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов. За каждый правильный ответ дается 4 балла. Перевод баллов в оценку: 52-100 баллов – «зачтено», 0-48 баллов – «незачтено».
Экзамен проводится по биллетам. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение практического задания студенту отводится 50 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 25 баллов, за решение практического задания 50 баллов. Перевод баллов в оценку:
86 баллов и более - "отлично".
71-85 баллов - "хорошо".
56-70 баллов - "удовлетворительно".
55 баллов и менее - "неудовлетворительно".
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)
Оценка результатов самостоятельной работы организуется как единство двух форм контроля самостоятельной работы: организация самоконтроля обучающихся и контроль со стороны преподавателя. Организация самоконтроля зависит от степени предварительной подготовки в период обучения в вузе и определенных качеств личности, ответственности за результаты своего обучения, заинтересованности и мотивации в положительной оценке своего труда. Основная задача преподавателя состоит в том, чтобы создать необходимые условия для организации и выполнения самостоятельной работы, что выражается, прежде всего, в максимально-возможном учебно-методическом обеспечении и правильном использовании различных стимулов для реализации самостоятельной работы . Особое внимание должно уделяться созданию заинтересованной и благожелательной атмосферы в процессе проведения контроля знаний при оценке самостоятельной работы при проведении практических семинаров, лабораторных работ, сдачи коллоквиумов, выполнения домашних индивидуальных заданий и проведения консультаций. При этом, чрезвычайно важное значение уделяется степени квалификации, подготовки и компетентности преподавателей, особенно в вопросах современного состояния тех или иных вопросов процессов и аппаратов химической технологии. По окончании изучения дисциплины проводится экзамен. Вопросы, выносимые на экзамен, должны служить постоянными ориентирами при организации самостоятельной работы обучающегося. Таким образом, усвоение учебного предмета в процессе самостоятельного изучения учебной и научной литературы является и подготовкой к экзамену, а сам экзамен становится формой проверки качества всего процесса самостоятельной учебной деятельности обучающегося. Обучающийся, показавший высокий уровень владения знаниями, умениями и владениями по предложенному вопросу, считается успешно освоившим учебный курс. В случае большого количества затруднений при раскрытии предложенного на экзамене вопроса обучающемуся предлагается повторная подготовка и повторная сдача. Для успешного овладения курсом необходимо выполнять следующие требования: 1) посещать все занятия, т.к. весь тематический материал взаимосвязан между собой и теоретического овладения пропущенного недостаточно для качественного усвоения; 2) все рассматриваемые на практических занятиях вопросы обязательно фиксировать в отдельную тетрадь и сохранять ее до окончания обучения в вузе; 3) обязательно выполнять все домашние задания; 4) проявлять активность на занятиях и при подготовке, т.к. конечный результат овладения содержанием дисциплины необходим, в первую очередь, самому обучающемуся; 5) в случаях пропуска занятий, по каким-либо причинам, обязательно самостоятельно изучить информацию по пропущенному занятию и сдать выполненные задания преподавателю во время индивидуальных консультаций.
Методические рекомендации по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям
Необходимо помнить, что посещение лекций является обязательным и, в случае пропуска лекции, обучающийся должен изучить ее содержание самостоятельно. Перед началом курса, на вводной лекции преподаватель, сообщает о форме, в которой будет проводиться диалог с обучающимися на лекционных занятиях. Обучающиеся получают право задавать вопросы по теме лекции только после ее окончания. Специально для этой цели преподаватель в обязательном порядке оставляет 5- 10 минут в конце лекции. Обучающимся необходимо записывать все возникающие по ходу лекции вопросы, а затем, с разрешения преподавателя, задать их. Если после первоначального объяснения преподавателя остались невыясненные положения, их стоит уточнить. В то же время, следует задавать лишь действительно важные вопросы – остальные менее значительные с пользой для всех могут быть разобраны на практическом занятии. Материал, излагаемый преподавателям, необходимо конспектировать. Для этого следует помнить, что конспект – не дословно записанная речь преподавателя, а сжатое, ёмкое смысловое содержание лекции, включающее основные ее аспекты, дополнительные пояснения лектора и пометки самого автора конспекта, то есть обучающегося. Рекомендуется вести конспект лекции следующим образом: Каждый смысловой раздел целесообразно начинать с абзаца с новой строки. При появлении интересных мыслей, вопросов по поводу соответствующей информации, или услышав важный комментарий преподавателя, обучающийся может отметить это таким образом, чтобы было ясно, к какому разделу лекции эти пометки относятся, насколько важными их считает преподаватель, какое внимание следует уделить подробному их анализу, изучению. Кроме того, позже, при самостоятельном изучении соответствующей теме учебной и научной литературы, рекомендуется делать дополнительные пометки, которые помогут качественно подготовиться к контролю знаний (сноски на страницы учебника, монографии, альтернативные или сходные авторские определения, примеры, статистические данные и прочее). В зависимости от значимости текста целесообразно выделять его цветным маркером. В случае, когда преподаватель даёт лекции не в традиционной, а в интерактивной форме, необходимо внимательно выслушать правила и активно работать, выполняя указания преподавателя.
Методические рекомендации по подготовке к практическим/лабораторным занятиям
Подготовка к практическому занятию, основной задачей которого является углубление знаний по дисциплине, в основном, должна основываться на конспектах лекций, учебном материале, а также на новейших источниках – статьях из рекомендованных журналов, материалах сети «Интернет». Кроме того, практическое занятие может включать и мероприятия по контролю знаний по дисциплине в целом. Ввиду ограниченного количества времени предполагается тестовый контроль, в ходе которого выявляется степень усвоения студентами понятийного аппарата и знаний дисциплины в целом. При подготовке к практическому занятию обучающийся должен изучить все вопросы, предлагаемые по данной теме и заполнить рабочую тетрадь. При этом обучающийся должен иметь конспект лекций и сделанные конспекты вопросов, рекомендованные для практического прпименения.