МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования и бенчмаркинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования и бенчмаркинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний, умений и навыков в области проведения маркетинговых исследований и применения бенчмаркинга в решении задач профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
ПК-2 способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги
ПК-12 умением консультировать и прививать работникам навыки по аспектам своей профессиональной деятельностью
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
методы и способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, типологию и характер рыночных и специфических рисков, а также методологию сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
методологию количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
применять методологию маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать на их основе рыночные и специфические риски, а также осуществлять сбор и анализ информации о поведении потребителей экономических благ и формировании спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
применять методы количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
навыками организации и проведения маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, а также методологией сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
навыками количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа
способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги при осуществлении маркетинговых исследований и бенчмаркинга
способностью консультировать в сфере маркетинговых исследований и бенчмаркинга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 8 4 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.3. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 8 4 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.4. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.5. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Практические 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.6. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.7. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
1.8. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
2.1. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.2. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Практические 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.3. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.4. Массовый опрос Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.5. Массовый опрос Практические 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.6. Массовый опрос Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.7. Глубинное интервью Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.8. Глубинное интервью Практические 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.9. Глубинное интервью Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.10. Экспертные оценки Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.11. Экспертные оценки Практические 8 4 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.12. Экспертные оценки Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.13. Фокусирование в группе Лекции 8 0 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.14. Фокусирование в группе Сам. работа 8 8 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.15. Наблюдение Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.16. Наблюдение Практические 8 6 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.17. Наблюдение Сам. работа 8 4 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.18. Эксперимент Лекции 8 2 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.19. Эксперимент Сам. работа 8 6 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1
2.20. Эксперимент Практические 8 4 ПК-1, ПК-2, ПК-12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркин: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрай, 2020 https://urait.ru/bcode/450666
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/. http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/. http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/. http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)