МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международная экономика
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
ПрофильПрикладная информатика в экономике. ФГОС3++
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz09_03_03_ПИЭ-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 12 4 12
Практические 6 16 6 16
Сам. работа 58 44 58 44
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 76 72 76

Программу составил(и):
д.э.н., проф., Дубина И.Н.

Рецензент(ы):
д.э.н., проф., Мамченко О.П.

Рабочая программа дисциплины
Международная экономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 Прикладная информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 19.09.2017 г. № 922)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., проф. Е.Е Шваков

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 13.05.2019 г. № 10
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Е.Е Шваков

1. Цели освоения дисциплины

1.1.развитие у студентов современного экономического мышления, приобретение ими глубоких знаний о системе МЭО, закономерностях и тенденциях их развития, формирования на этой основе соответствующих профессиональных качеств будущих специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
ОПК-2: Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности;
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные теоретические положения и категории мировой экономики, тенденции и закономерности ее развития;
структуру современного мирового хозяйства и основные направления его развития;
общие черты экономики промышленно развитых, развивающихся государств и стран с переходной моделью экономики;
потенциал, факторы и тенденции современного экономического прогресса ведущих стран мира;
факторы, определяющие конкурентоспособность фирм и стран;
экономический потенциал, отраслевую структуру и основные направления интеграции России в систему мирового хозяйства;
основные информационно-статистические ресурсы российских и международных финансовоэкономических организаций.
3.2.Уметь:
3.2.1.характеризовать сущность происходящих в мировой экономике процессов:
определять проблемы социально-экономического развития отдельных стран и их групп:
определять роль институциональных структур мировой экономики;
уверенно пользоваться основными информационно-статистическими ресурсами российских и международных финансовоэкономических организаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализа и прогнозирования воздействие мирохозяйственных процессов на национальную и мировую экономику, ее отдельные отрасли и предприятия;
анализа глобальные проблемы мировой экономики и эффективность международного сотрудничества с целью их разрешения;
анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика.
1.1. Характеристика международной экономики как направления экономической науки. Предмет и объект исследования. Международная экономика и мировая экономика: Сходствa и различия. Субъекты мировой экономики: виды и краткая характеристика. Формы международных экономических отношений: виды и краткая характеристика. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
1.2. Семинар по теме Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Международные торговые отношения: меркантелизм, классическая политэкономия, современная экономика
2.1. Международные торговые отношения: представления меркантилистов, их вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели абсолютных преимуществ (А. Смит), вклад в развитие теории международной торговли, критика Международные торговые отношения: теория и модели сравнительных преимуществ (Д. Рикардо), вклад в развитие теории международной торговли, критика Расширение модели сравнительных преимуществ на торговлю множеством продуктов множества стран Международные торговые отношения: теория и модели факторных преимуществ, вклад в развитие теории международной торговли, критика Теорема Хекшера-Олина. Парадокс Леонтьева. Торговые отношения и импортозамещение: теоретико-игровая модель, положительные и отрицательные эффекты импортозамещения для национальной и международной экономики. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
2.2. Семинар по теме Практические 1 6 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование
3.1. Торговая политика: свободная торговля, протекционизм, многостороннее регулирование. Инструменты торговой политики: тарифные и нетарифные методы регулирования международной торговли. Торговая политика различных групп стран и ее влияние на национальную экономику Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
3.2. Семинар по теме Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Интернационализация и глобализация бизнеса (факторы, развитие, оценки, прогнозы, транснациональные компании, влияние на мировую экономику)
4.1. Интернационализация и глобализация бизнеса. 21. Международные финансовые и экономические организации (цели, задачи, функции, проекты, результаты) и их информационные ресурсы (общая характеристика, разделы, доступ). Транснациональные корпорации и международные картели и их влияние на мировую экономику: характеристика, закономерности, прогнозы. Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере «западных» и «восточных» культур) Национальные культуры и их влияние на международный бизнес, инновационную и предпринимательскую активность (на примере классификации культур Г. Хофстеде). Международная экономическая интеграция (причины, история развития, оценки, прогнозы, примеры международных интеграционных образований, влияние на мировую экономику) Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
4.2. Семинар по теме Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Наука, образование и инновационный бизнес в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику.
5.1. Торговые отношения на международном образовательном рынке. Экспорт и импорт образовательных продуктов и услуг. Влияние на национальную экономику. Наука и инновационный бизнес (НИС, лицензирование и др.) в условиях интернационализации и глобализации. Влияние на национальную экономику. Лекции 1 2 Л1.1, Л1.2
5.2. Семинар по теме Практические 1 2 Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования
6.1. 28. Международный валютный рынок и возможности его прогнозирования (развитие, факторы, состояние, прогнозы, методы моделирования и прогнозирования) Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2
6.2. Семинар по теме Практические 1 1 Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Экономико-математические модели международных экономических отношений
7.1. Экономико-математические модели международной торговли (стандартная модель, гравитационная модель, теоретико-игровые модели, прогнозные модели) Лекции 1 1 Л1.1, Л1.2
7.2. Семинар по теме Практические 1 1 Л1.1, Л1.2
7.3. Сам. работа 1 44 Л1.1, Л1.2
7.4. Зачет 1 0 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения
Приложение 1.   МЭ_ПИвЭ.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шимко, П.Д. Международная экономика: учебное пособие "Юрайт"//ЭБС "Университетская библиотека online, 2010
Л1.2 В. П. Колесов, М. В. Кулаков; Международная экономика : :учебник М. : ИНФРА-М, 2008.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

см. Приложение