МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Формирование и изучение исторических коллекций в музеях Алтая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.04.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
ПрофильИсторико-культурное наследие: изучение, сохранение и использование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план51_04_04 МООКПН-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 10
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 10 14 10
Практические 18 16 18 16
Сам. работа 76 91 76 91
Итого 108 117 108 117

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Татьяна Владимировна

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Горбунов Вадим Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Формирование и изучение исторических коллекций в музеях Алтая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1186)

составлена на основании учебного плана:
51.04.04 Музеология и охрана объектов культурного и проиродного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Тишкин Алексей Алексеевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 21.05.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Тишкин Алексей Алексеевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомить студентов с закономерностями формирования исторических коллекций в музеях Алтая, сформировать навыки изучения и анализа их современного состояния.
Задачи курса:
- дать представление о многообразии видов исторических коллекций;
- рассмотреть специфику их формирования;
- изучить современный состав исторических коллекций в музеях Алтая и особенности их представления;
- рассмотреть варианты решения проблем изучения и сохранения исторических коллекций музеев Алтая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Готовность к управлению процессами формирования, изучения и использования музейного собрания
ПК-2 Способность к применению междисциплинарных подходов при изучении предметов и объектов наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.формирование исторических коллекций в ведущих музеях Алтая, основные раритетные экспонаты и особенности их представления
3.2.Уметь:
3.2.1.определять оптимальные варианты решения проблем изучения, сохранения и презентации исторических коллекций музеев Алтая
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать полученные знания в работе с музейными коллекциями, объектами культурного наследия в дальнейшей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы курса
1.1. Цели, задачи, структура и актуальность дисциплины «Исторических коллекций музеев Алтая». История формирование коллекций исторических музеев. Комплектование коллекций по истории на современном этапе Лекции 3 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Комплектование коллекций по истории на современном этапе Сам. работа 3 10 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Разнообразие видов коллекций по истории XIX–XX вв. в музеях Алтая Сам. работа 3 20 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Разнообразие видов коллекций по истории XIX–XX вв. в музеях Алтая Практические 3 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Исторические коллекции в музеях Алтая
2.1. Собрания по истории высших учебных заведений Барнаула Лекции 3 2 ПК-2
2.2. Собрания по истории высших учебных заведений Барнаула Сам. работа 3 10 ПК-2
2.3. Археологические коллекции в музеях Алтая Сам. работа 3 10 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.4. Археологические коллекции в музеях Алтая Практические 3 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.5. Коллекции по истории религий в музеях Алтайского края Лекции 3 2 ПК-2 Л1.3
2.6. Коллекции по истории религий в музеях Алтайского края Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.3
2.7. Военно-исторические коллекции в музеях Алтая Сам. работа 3 14 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.8. Военно-исторические коллекции в музеях Алтая Практические 3 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.3
2.9. Собрания Мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края Лекции 3 2 ПК-2 Л1.3
2.10. Собрания Мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края Сам. работа 3 3 ПК-2 Л1.3
2.11. Коллекции по истории горно-рудного и камнерезного производства на Алтае Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.3
2.12. Коллекции по истории горно-рудного и камнерезного производства на Алтае Практические 3 2 ПК-2 Л1.3
2.13. Этнографические коллекции в музеях Алтая Сам. работа 3 8 ПК-2 Л1.2, Л1.3
2.14. Этнографические коллекции в музеях Алтая Практические 3 2 ПК-2 Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы к итоговой аттестации
1. Подходы к классификации музеев исторического профиля.
2. Традиции формирование исторических коллекций в XVII–XIX вв.
3. Опыт формирование исторических коллекций в музеях Алтая в XX–начале XXI в.
4. Собрания по истории высших учебных заведений Барнаула.
5. Коллекции по истории религий в музеях Алтая.
6. Коллекция «Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)» в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
7. История формирование археологических коллекций Алтайского государственного краеведческого музея.
8. Археологические коллекции Национальный музей Республики Алтай имени А.В. Анохина.
9. Археологические коллекции Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.
10. Собрания Музея археологии и этнографии Алтая Алтайского государственного университета.
11. Собрания Историко-краеведческого музея Барнаульского государственного педагогического университета.
12. Археологические коллекции муниципальных музеев: Бийский краеведческий музей им. В.В. Бианки; Шелаболихинский районный музей, Музей истории горного производства им. А. Демидова (Змеиногорск).
13. Памятники науки и техники в собрании Алтайского государственного краеведческого музея.
14. Предметы горно-рудного производства в Алтайском государственном краеведческом музее и Музее развития горного производства им. Акинфия Демидова.
15. Коллекции по история камнерезного производства на Алтае в собраниях Алтайского государственного краеведческого музея, Государственного художественного музея Алтайского края, Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая и Колыванского музея истории камнерезного дела на Алтае.
16. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в Национальном музее Республики Алтай им. А.В. Анохина.
17. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в собраниях муниципальных музеев: Новоалтайского краеведческого музея имени В.Я. Марусина, Павловского историко-художественного музея им. Г.Ф. Борунова.
18. Коллекции по Великой Отечественной войне (1941 – 1945 гг.) в собраниях муниципальных музеев: Шелаболихинского районного музея; Каменского краеведческого музея; Алейского историко-краеведческого музея.
19. Музейные собрания по истории локальных войн XX в.
20. Собрание Мемориального музея М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края.
21. История формирования и современное состояние этнографического собрания Алтайского государственного краеведческого музея.
22. История формирования и современное состояние этнографического собрания Государственного художественного музея Алтайского края.
23. Этнографические собрания муниципальных музеев (Шелаболихинский районный музей, Топчихинский районный краеведческий музей, Заринский межпоселенческий краеведческий музей).
24. Материалы по Первой мировой войне в музеях Алтайского края
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы письменных работ:
1. Фонд «Великая Отечественная война» в собрании Национального музея Республики Алтай им. А.В. Анохина».
2. Мемориальному музею М.Т. Калашникова в с. Курья Алтайского края.
3. «Этнографическое собрание Государственного художественного музея Алтайского края».
4. Вклад А.П. Уманского в пополнение археологических коллекций Алтайского государственного краеведческого музея.
5. Археологические коллекции Государственного музея истории литературы, искусства и культуры Алтая.

Темы докладов:
1. Нумизматические коллекции в музеях Алтая;
2. Коллекции медалей в музеях Алтая;
3. Коллекции оружия в музеях Алтая;
4. Собрание по истории г. Барнаула в Музее «Город»;
5. Фотографические коллекции в музеях Алтая;
6. Историко-бытовые коллекции в музеях Алтая;
7. «Купеческие» коллекции в музеях Алтайского края;
8. Коллекции по истории Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина в музеях Барнаула.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Укажите назначение классификации музеев по профилю специализации
2. Дайте определение понятия исторические музеи.
3. Перечислите состав исторических музеев внутри профильной группы, дополнив его примерами титульных названий музеев, действующих на Алтае.
4. Назовите виды исторических коллекций, сформированных в Алтайском государственном краеведческом музее. Укажите раритетные экспонаты коллекций.
5. Оцените перспективы пополнения военно-исторических коллекций в муниципальных музеях Алтайского края.
6. Охарактеризуйте особенности этнографических коллекций муниципальных музеев Алтайского края.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Тишкин А.А., Тишкина Т.В. История музеев Алтая: учебное пособие в 2 ч. Ч.1. Изд-во Алт. ун-та, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. История музеев России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей истории развития горно-рудного производства имени Акинфия Демидова zmeinogorsk-museum.ru
Э2 Национальный музей Республики Алтай им. А.В. Анохина www.musey-anohina.ru
Э3 Музей «Город» http://музей-город.рф/
Э4 Музей археологии и этнографии Алтая altarcheomuseum.wixsite.com
Э5 Историко-краеведческий музей АлтГПУ www.altspu.ru
Э6 Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая gmilika22.ru
Э7 Алтайский государственный краеведческий музей www.agkm.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office 10: Word, Excel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. Студентам рекомендуется аккуратно вести конспекты лекций. В случае недопонимания какой-либо части лекционного материала следует задать вопрос преподавателю в установленном порядке.
Практические занятия – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности учащихся и приобретение умений и навыков. Данные учебные занятия углубляют, расширяют, детализируют полученные на лекции знания. При подготовке к практическому занятию, студенту следует изучить содержание соответствующего раздела программы дисциплины, обратить внимание на представленный план занятия. При изучении указанной литературы, формировании ответов на вопросы практического занятия, следует выявить проблемы, являющиеся предметом обсуждения. Рекомендуется составлять краткие конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторном занятии, при подготовке к зачету. Работа в ходе проведения практического занятия строится по принципу коллективного обсуждения поставленных вопросов. При выступлении студенту разрешается использовать свои заранее подготовленные записи.
Критерии оценивания работы студента на практическом занятии. «Отлично» выставляется студенту, который дал полный, последовательный, развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, активно работал на занятии, аргументировано отвечал на дополнительные вопросы.
«Хорошо» выставляется студенту, который дал развернутый ответ (на вопрос из плана практического занятия), продемонстрировал знания, подчерпнутые из рекомендованной литературы и источников, участвовал в дискуссии, однако допустил неточности в ответе.
«Удовлетворительно» выставляется студенту, который дал ответ (на вопрос из плана практического занятия), отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия, с нарушением последовательности, допустил несколько ошибок в содержании. Продемонстрировал частичное изучение указанной литературы и источников.
«Неудовлетворительно» выставляется студенту, который отказался отвечать на вопрос из плана занятия, или дал ответ, содержащий ряд серьезных неточностей, неглубокое раскрытие темы, незнание большей части литературы и источников. При получении оценки «неудовлетворительно», студенту рекомендуется вновь обратиться к изучению вопросов из плана занятия и продемонстрировать знания на индивидуальной консультации с преподавателем.
Обозначенные практические задания и письменные работы выполняются студентами самостоятельно и предоставляются на проверку преподавателю после освоения каждой темы. Ответы на письменные задания должны быть составлены грамотно, литературным языком. Не допускается плагиат и списывание. В случае, если тексты работ нескольких студентов окажутся идентичны, то они не оцениваются. Студентам следует подготовить работу заново, самостоятельно и сдать на проверку преподавателю. Оценка за каждое практическое задание выставляется по пятибалльной шкале. Выполненное задание, получившее оценку менее чем в 3 балла, не засчитывается, как удовлетворительное и должно быть доработано студентом и вновь сдано на проверку.
Для подготовки доклада из приведенного перечня выберите тему. Ознакомьтесь с содержанием программы дисциплины. Используя указанную литературу, составьте доклад (5–6 печатных листов, шрифт 14 Times New Roman, формат документа Word), подготовьтесь к публичному представлению доклада, выполните 8–10 слайдов. На последнем слайде укажите список использованной литературы и источников. Время выступления 8–10 минут.
К экзамену допускаются студенты, выполнившие все представленные задания, не имеющие задолженностей по вопросам практических/лекционных занятий.
Экзамен призван оценить работу студента-бакалавра по дисциплине, выявить уровень полученных им теоретических знаний и развития творческого мышления, наличие навыков самостоятельной работы. В экзаменационный билет включены два теоретических вопроса. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут.