Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 27.03.03. Системный анализ и управление |
Профиль | Системный анализ и управление экономическими системами |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 27_03_03_САиУЭС-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15 | 19,5 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 | 24 | 24 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Сам. работа | 36 | 36 | 45 | 45 | 81 | 81 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 108 | 108 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от 20.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор О.П. Мамченко
1.1. | Цели курса: 1) дать представление об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; 2) рассмотреть способы нахождения оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; научить студентов навыкам построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; познакомить с алгоритмами решения игровых моделей. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | готовностью применять методы математики, физики, химии, системного анализа, теории управления, теории знаний, теории и технологии программирования, а также методов гуманитарных, экономических и социальных наук |
ПК-1 | способностью принимать научно-обоснованные решения на основе математики, физики, химии, информатики, экологии, методов системного анализа и теории управления, теории знаний, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | об основных понятиях и положениях теории игр, а также о возможностях ее применения для анализа социально-экономических процессов; об основных концепциях решений игр: равновесие в доминантных стратегиях, равновесие Нэша, равновесие Штакельберга, эволюционно-стабильное равновесие, совершенное равновесие в подыграх, Парето-оптимум, ядро. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | находить решения для таких классов игр, как статические и динамические игры с полной информацией, иерархические игры, кооперативные игры; определять оптимальных стратегий поведения в экономических ситуациях на основе теории игр; применять алгоритмы решения игровых моделей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | построения игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и процессов; нахождения графически и аналитически множества игровых решений разных типов и оптимальные стратегии участников и интерпретировать их экономически для выработки практических рекомендаций поведения в условиях неопределенности, конфликта и взаимодействия; алгоритмизации и программной реализации методов теоретико-игрового нахождения оптимальных решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Базовые понятия теории игр и возможности ее применения в решении социально-экономических задач | ||||||
1.1. | Игровые ситуации. Принципы и особенности применения теории игр | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Базовая терминология. Классификация игр | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Формализация игры в стратегической и развернутой формах | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Прототипные игры: «дилемма узников», «семейный спор», «встреча в Нью-Йорке» и др. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Проблема оптимальности решения. Подходы к нахождению оптимального решения игры. | Лекции | 3 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Построение игровых моделей реальных социально-экономических ситуаций и их представление в нормальной и развернутой форме. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Построение игровых моделей на основании различных принципов классификации игр Обсуждение возможностей применения теории игр. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Игры с нулевой суммой. Матричные игры | ||||||
2.1. | Критерии оптимальности и принципы решения матричных игр в чистых стратегиях. Смешанное расширение матричных игр. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Равновесие Нэша-фон Неймана. Иллюстрация подхода к решению в простейшем случае (2х2-игра). | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Возможности графического решения игр mx2, 2xn. Сведение матричной игры к задаче линейного программирования. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Аппроксимационные методы решения матричных игр. Метод Брауна-Робинсон. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Матричные игры: решения в чистых и смешанных стратегиях. Нахождение седловых точек. Построение и решение модельных задач в смешанных стратегиях. Графическое и аналитическое решение задач для случая (2х2). Построение и решение модельных задач для случаев (mх2), (2xn). | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Алгоритм сведения матричной игры к задаче линейного программирования. Постановка и решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. Реализация алгоритма на компьютере. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Итеративные алгоритмы решения матричных игр. Решение модельных задач. | Лабораторные | 3 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Биматричные игры. | ||||||
3.1. | Приемлемые ситуации и ситуации равновесия. Свойства оптимальных решений. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Построение игровых неантагонистических моделей. Графическое решение. Возможности и ограничения cведения биматричных игр к матричным. Решение задач. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Статические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
4.1. | Функции наилучшего отклика. Равновесие Нэша в статических играх с непрерывными стратегиями | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Модели рынка в условиях монополии и олигополии. Модели рыночной конкуренции и конкурентного равновесия. Олигополия Курно. Олигополия Бертрана. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Динамические игры с непрерывными стратегиями и полной информацией | ||||||
5.1. | Принцип обратной индукции. Подигры и совершенное равновесие в подиграх. Игра Штакельберга | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Принцип обратной индукции в решении динамических игр. Решение задач. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Повторяющиеся игры. Решение задач. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Статические и динамические игры с полной информацией и непрерывными стратегиями. Решение задач с помощью специализированных математических программ. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Кооперативные игры и их экономическая интерпретация | ||||||
6.1. | Коалиция. Дележи. Понятие равновесия в кооперативной игре. Ядро. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Вектор Шепли. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Экономические приложения теории кооперативных игр. Решение задач. | Лабораторные | 4 | 4 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Статистические игры. | ||||||
7.1. | Подходы к решению "игр с природой" | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Решение статистических игр | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Теория игр и теория полезностей: включение в теоретико-игровые методы отношения игроков к риску | ||||||
8.1. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 3 | 36 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Самостоятельная подготовка по темам курса | Сам. работа | 4 | 45 | ОПК-1, ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания представлены в авторском учебном пособии по курсу (Дубина И.Н. Основы теории экономических игр. Москва: Кнорус, 2014), а также в ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дубина И.Н. | Основы математического моделирования социально-экономических процессов: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 | www.biblio-online.ru/book/AE81649F-D411-4FF5-8733-614106E0D831. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | И. Н. Дубина | Основы теории экономических игр: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2009 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Экономика. Теория игр. Ресурсы | ecsocman.hse.ru | ||
Э2 | Game Theory .net (сайт, посвященный теории игр) | www.gametheory.net | ||
Э3 | Информационный ресурс Classroom Expernomics - обучающие игры | www.marietta.edu | ||
Э4 | Методика демонстрационной учебной игры: Simple Investment Game Experiment for the Classroom | www.tricity.wsu.edu | ||
Э5 | Сайт журнала «Games and Economic Behavior» | www.elsevier.com | ||
Э6 | Сайт журнала «International Game Theory Review» (IGTR) | ejournals.wspc.com.sg | ||
Э7 | Курс ЭИОС | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 7-Zip http://www.7-zip.org/license.txt , (бессрочно); AcrobatReader http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf , (бессрочно). | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ. gametheory.net |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формированию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. При дистанционном обучении текст (видео-запись) лекции размещается на Едином образовательном портале АлтГУ в соответствующем курсе. Для пояснения наиболее сложных вопросов в соответствии с расписанием проводятся онлайн-лекции. Подготовка к лабораторному занятию делится на два этапа: 1. организационный; 2. закрепление и углубление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков студентов. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу; подбор рекомендованной литературы; составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе. Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать необходимо с изучения рекомендованной литературы. Важно помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в процессе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы, которая на практическом занятии должна продемонстрировать: • умение искать и находить необходимую информацию, исходный материал, литературу, источники; • логичность построения хода и результатов выполнения работы; • умение вести дискуссию, аргументировано излагать собственную позицию; • представление полного ответа на предложенные вопросы; • умение использовать дополнительные возможности информационных технологий. Результативность изучения курса зависит от умения студентов организовать свою деятельность на этапе подготовки к практическим занятиям, при написании письменных работ, тестировании. Представлено в Приложении, а также ЭУМК на Едином образовательном портале АлтГУ (portal.edu.asu.ru) |