МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Логические основы социального познания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz44_05_01_ПиПДП-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Логические основы социального познания

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 N 1611 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2017 N 45175)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- Формирование знаний, связанных с ключевыми проблемами социального познания и с его местом в системе познавательной деятельности;
- Ознакомление с новыми видами стратегий (исследовательскимипрограммами) и логикой социального познания;
- Познание исторических типов социальности;
- Постижение логики общественно-исторического процесса;
- Познание социальной реальности современной России и ее соотношения с понятием социального государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7 способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Основные факты, процессы и явления, характеризующие соц реальность в ее историческом развитии как предмет социального познания;
- Основные методлологические подходы к научному исследованию социальной реальности;
- Основные антропологические и культурологические концепции как важную составную часть социального знания;
- Основное содержание синергетики как методологического основания социальных систем;
-
3.2.Уметь:
3.2.1.- Анализировать социальное знание, представленное в различных знаковых системвх (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд0;
- Различать в данной информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения социальных процессов и явлений;
- Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями общественной жизни;
- Представлять результаты изучения материала данной дисциплины в форме конспекта, реферата, рецензии.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Навыками критического восприятия получаемой извне социокультурной информации;
- Навыкамисамостоятельной нгаучно-исследовательской социокультурной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Социальное познание и его место в системе познавательной деятельности
1.1. Отечественная и зарубежная философия о специфике социально-гуманитарного познания Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Социальное познание и исторические типы социальности Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Основные стратегии (исследовательские программы) и логика социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Общественная статика и динамика как предмет социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Основные исследовательские программы социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Общественная статика и динамика в контексте социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Синергетическая парадигма в социальном познании Лекции 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Исторические типы социальности Практические 2 2 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Формационный и цивилизационный подходы в социальном познании Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Техногенная цивилизация и логика ее развития как предмет социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Социальная реальность современной России и социальное государство Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Современный этап развития техногенной цивилизации и "общество постмодерна" Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Логика общественно-исторического прогресса в зеркале социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.14. Основные признаки социального государства и социальная реальность современной России Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.15. Человек в контексте техногенной цивилизации Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.16. Метаисторический аспект социального познания Сам. работа 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.17. Человек как предмет социального познания Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.18. Культура в зеркале социального познания Сам. работа 2 6 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.19. Зачет Зачет 2 4 ОК-7 Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гобозов И.А. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лавриненко В.Н. - Отв. ред. ФИЛОСОФИЯ В 2 Т. ТОМ 2 ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 7-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Спиркин А.Г. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Логические основы социального познания e.lanbook.com
Э2 Логические основы социального познания biblioclub.ru
Э3 Логические основы социального познания www.biblio-online.ru
Э4 Логические основы социального познания elibrary.asu.ru
Э5 Логические основы социального познания portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.