МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Мировые информационные ресурсы
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.05. Бизнес-информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_05_БИ-2-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 22 22 22 22
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доцент, Селиверстов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон.наук, профессор, Дубина И.Н.

Рабочая программа дисциплины
Мировые информационные ресурсы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.05 БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №№1002)

составлена на основании учебного плана:
38.03.05 Бизнес-информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2019-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.05.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой

1. Цели освоения дисциплины

1.1. Целями учебной дисциплины «Мировые информационные ресурсы» являются формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков работы с современными информационно-коммуникационными технологиями, ознакомление с принципами и методами функционирования мировых информационных ресурсов, а также с возможностями их использования в различных областях экономики и бизнеса.
Задачами изучения дисциплины являются:
• познакомить студентов с определением, классификацией и характеристиками информационных ресурсов;
• рассмотреть основные технологические принципы функционирования мировых информационных ресурсов на основе глобальной сети Internet;
• познакомить с организационными и экономическими аспектами работы с информационными ресурсами и методами оценки эффективности их использования;
• дать представление об особенностях информационного бизнеса, сегментах и участниках информационного рынка, особенностях формирования цен на информацию и информационные услуги;
• познакомить с правилами и особенностями поиска информации в профессиональных БД и Internet; рассмотреть возможности применения ресурсов Internet в бизнесе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3: способностью работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе в глобальных компьютерных сетях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о перспективах развития мировых информационных ресурсов, основных принципах работы современных информационных технологий в сетях различного уровня, принципах организации различных сервисов сети Internet

3.2.Уметь:
3.2.1.работать с компьютером как средством управления информацией, работать с информацией из различных источников, в том числе в глобальных компьютерных сетях

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.работы в корпоративных информационных системах, иметь опыт использования в профессиональной деятельности сетевых средств поиска и обмена информацией

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Лекции
1.1. Общие принципы работы с информационными ресурсами Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Основы Internet-технологии Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Организационные и экономические аспекты работы с информационными ресурсами Internet Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Коммуникационные сервисы Internet Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Поиск информации в Internet Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Поиск информации в Internet Сам. работа 3 10 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Основы коммерческого использования информационных ресурсов Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Основы коммерческого использования информационных ресурсов Сам. работа 3 14 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Элементы Internet -бизнеса. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Элементы Internet -бизнеса. Сам. работа 3 11 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Базовые инструменты и принципы создания web-документов Сам. работа 3 12 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Лабораторные работы
2.1. Основные функции, режимы работы и настройки браузера Internet Ехр1оrer. Сохранение Web-страниц для просмотра в автономном режиме. Сохранение файлов и работа с ними. Копирование и перенос информации в различные приложения Microsoft Office. Адресация и навигация в Internet Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Оценка качества интернет-ресурсов Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Работа со специализированными БД в Internet. Электронные библиотеки и каталоги. БД с финансовой информацией. Информация о коммерческих предложениях. Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Доменная система имен Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Коммуникационные сервисы Internet. Электронная почта. Мэйлеры Pegasus Mail и Outlook Express. Начальные установки и основные функции. Работа со списками рассылок Лабораторные 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Загрузка файлов по FТР. Поиск необходимых файлов. Поиск информации в Internet. Поисковые системы и каталоги Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Поиск информации в интернет. Поисковые системы и каталоги. Российские поисковые системы Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Анализ рынка компьютерной техники с помощью ресурсов Интернет Лабораторные 3 2 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Создание web-страниц с помощью языка разметки документов HTML Лабораторные 3 4 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Самостоятельная работа
3.1. Расчет коэффициентов информационной доступности государственных информационных ресурсов (по вариантам). Подготовка отчета по результатам иссделования и презентации доклада. Сам. работа 3 14 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Законодательство в сфере Интренет. Авторское право. Изучение материаов и подоготовка доклада по заданной теме. Сам. работа 3 14 ОПК-3 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС МИР_БИ 2018.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. В. Ошкало, И. Н. Дубина, С.В. Шаповалова Мировые информационные ресурсы для экономистов : учеб. -практ. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2013
Л1.2 А.М. Блюмин, Н.А. Феоктистов Мировые информационные ресурсы: учебное пособие Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453024
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Антоненко, А.П. Томашевский, Р.Г. Прокди. Антоненко, М.В. Интернет. Полное руководство [Электронный ресурс] : руководство : руководство Санкт-Петербург : Наука и Техника , 2013 https://e.lanbook.com/book/51542
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Мировые информационные ресурсы" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1288
Э2 http://gks.ru – сервер Росстата
Э3 http://htmlbook.ru/ – электронный учебник по html «Для тех, кто делает сайты»
Э4 http://nic.ru – центр регистрации доменов РФ
Э5 http://cctld.ru – координационный центр поддержки доменов RU и РФ
Э6 http://bookhtml.ru – электронный учебник по html
Э7 http://www.citforum.ru — центр информационных технологий МГУ
Э8 http://www.informika.ru –– сайт ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникаций.
Э9 http://b2b.infos.ru/ – новости электронной коммерции
Э10 http://www.business2business.ru – межкорпоративный бизнес в Интернет
Э11 http://www.i-commerce.ru/ – индивидуальная электронная коммерция
Э12 http://www.cyberplat.ru/ – система Cyberplat
Э13 http://www.i-b.ru/ – каталог Электронный бизнес
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные работы. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторная работа требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Лабораторная работа заканчивается составлением отчета, проверяется и оценивается преподавателем.