МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и социология труда
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_ФиК-45-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, И.Ю. Ануфриева

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Л.А. Капустян

Рабочая программа дисциплины
Экономика и социология труда

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015г. №1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор С.В. Лобова

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 28.05.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор С.В. Лобова

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у будущего специалиста комплекс знаний, умений и навыков в области социально-экономических отношений, возникающих между людьми в процессе трудовой деятельности, ознакомить его с механизмами и формами практической реализации этих отношений.
Изучение системы отношений, отражающих социально-экономические интересы людей в процессе трудовой деятельности, а также основных теоретических концепций экономики и социологии труда и их основных постулатов.
Приобретение умений в области разработки практических решений по управлению трудом на уровне различных субъектов управления.
Овладение навыками анализа и оценки важнейших социально-трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, численность персонала и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. теоретические о методологические основы экономики и социологии труда, современные теории о труде.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике теоретические и методологические основы экономики и социологии труда при организации коллективной работы в организации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами анализа социально-экономических факторов и оценки важнейших социально-трудовых показателей (производительность труда, заработная плата, фонд оплаты труда, численность персонала и др.) и принятия на этой основе управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность труда в современных условиях. Экономика труда. Социология труда.
1.1. Цель, задачи и метод экономики и социологии труда в современных условиях Лекции 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Цель, задачи и метод экономики и социологии труда в современных условиях Практические 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Цель, задачи и метод экономики т социологии труда в современных условиях Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Управление трудом в рыночных условиях Лекции 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Управление трудом в рыночных условиях Практические 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Управление трудом в рыночных условиях Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Организация и нормирование труда Лекции 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Организация и нормирование труда Практические 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Организация и нормирование труда Сам. работа 2 8 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Производительность труда Лекции 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Производительность труда Практические 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Производительность труда Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Рынок труда Лекции 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Рынок труда Практические 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Рынок труда Сам. работа 2 8 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.16. Кадры организации Лекции 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.17. Кадры организации Практические 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.18. Кадры организации Сам. работа 2 8 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.19. Уровень и качество жизни. Доходы населения Лекции 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.20. Уровень и качество жизни. Доходы населения Практические 2 0 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.21. Уровень и качество жизни. Доходы населения Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.22. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Лекции 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.23. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Практические 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.24. Сущность и принципы организации оплаты труда в условиях рыночных отношений Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.25. Формы и системы заработной платы Лекции 2 1 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.26. Формы и системы заработной платы Практические 2 2 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.27. Формы и системы заработной платы Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.28. Формирование удовлетворенности трудом кадров Сам. работа 2 10 ОК-5 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение.


5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляревская В.А. Экономика труда: Учебник для бакалавров Москва : Дашков и К, https://e.lanbook.com/book/93449, 2017 https://e.lanbook.com/book/93449
Л1.2 И. М. Алиев, Н. А. Горелов, Л. О. Ильина Экономика труда: учебник для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/7A783BEB-B15C-4469-A5E5-FF3403FAA617
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. В. Кохова Экономика и социология труда: теория и практика : учебник для бакалавров М. : Издательство Юрайт, 2017 https://urait.ru/bcode/403612
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.chelt.ru – электронная версия журнала «Человек и труд»
Э2 www.gov.ru – сайт Правительства РФ
Э3 www.ilo.ru – официальный сайт МОТ
Э4 www.info.gks.ru – официальные статистические данные России
Э5 www.trud.ru – «Труд»
Э6 www.zarplata.com – международный электронный журнал «Оплата труда и мотивация персонала»
Э7 Экономика и социология труда. Экономика персонала https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6642
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
4. www.ilo.ru – официальный сайт МОТ.
5. www.info.gks.ru – официальные статистические данные России.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение материалов по данной дисциплине предполагает самостоятельную работу студента как в ходе лекционного процесса и практических занятий, так и в свободное время. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины.
В качестве основного учебника можно рекомендовать имеющуюся литературу в библиотечном фонде АлтГУ. При подборе литературы по дисциплине необходимо исходить из того, что данная дисциплина носит не только теоретический характер, но и широко применяется в повседневной работе специалистов-практиков. Поэтому всю литературу можно условно разделить на две группы: учебники и учебные пособия, в которых излагаются основные понятии дисциплины, их взаимосвязи и взаимозависимости, а также проблемы, которые имеются в настоящее время в данной области; методические рекомендации и справочники, которые могут быть использованы в практической работе. При подготовке к семинарским занятиям студенту первоначально необходимо готовиться по учебной литературе, а затем для более углубленного освоения вопроса – по методической.
Данная дисциплина состоит из нескольких тематических разделов, по каждому из которых есть достаточно большое количество литературы (см. список дополнительной литературы).
Предмет дисциплины имеет межотраслевой характер. Многие понятия имеют одинаковый смысл в различных сферах деятельности и применительно к различным группам работников. В то же время использование этих понятий на практике имеет свою специфику в зависимости от области и условий применения. Изучив общие понятия, студент должен учитывать специфику конкретных условий и уметь применить это на практике.
Студент должен изучать дисциплину согласно логической последовательности заявленных тематических разделов.
Изучение каждого тематического раздела студентом должно осуществляться следующим образом:
1. Студент должен четко планировать и организовать время, необходимое на изучение темы дисциплины, в соответствии с графиком учебного процесса своей специальности в АлтГУ.
2. При изучении темы студент должен вначале внимательно ознакомиться с темой дисциплины, в соответствие с ее названием найти тематический раздел в учебной литературе, подробно изучить основные понятия, их взаимосвязи и взаимодействия, закономерности, причины и следствия их развития по каждому выносимому на обсуждение вопросу темы. Эти вопросы рекомендуется использовать студенту для самопроверки знаний по тематическому разделу.
Затем студент должен ознакомиться с методической и справочной литературой по тематическому разделу дисциплины для изучения современной практики применения изложенных в теоретической литературе правил и методов разрешения затронутых проблем.
3. При подготовке по каждому тематическому разделу студент должен использовать рекомендованный ему список основной и дополнительной литературы. Студенту рекомендуется подготовить доклады или рефераты по вопросам темы, не рассмотренным на лекционных занятиях.
4. При подготовке к зачету студент в логической последовательности должен повторить изученный в ходе лекционных, семинарских и самостоятельных занятий материал согласно перечню выносимых вопросов.
5. Студенту рекомендуется использовать современные информационные технологии при самостоятельном изучении отдельных практических вопросов дисциплины.
6. По итогам теоретического и практического изучения тематических разделов дисциплины студент должен выполнить тестовое задание. Студент должен отметить правильные варианты ответов на вопросы тестового задания или вписать свой правильный ответ. Результаты прохождения тестовой системы позволят выявить уровень успешности освоения студентом данной дисциплины.