МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
История химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой проф. Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить с основными этапами развития химии, показать, что история химии является частью химии и истории культуры. Формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использовать исторических сведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю химии. Содержание и основные особенности современной химии; фундаментальные понятия химии и эволюцию их содержания, основные законы химии, классификацию основных методов исследования в химии. Основные этапы развития химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности. Использовать категории химии для оценивания различных факторов, явлений и процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Методами отбора материала, проведения теоретических знаний и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях, способами разработки образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии
1.1. Основные этапы развития химии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Химия и периодизация ее исторического развития Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные системы в химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии
2.1. Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Химические знания в древности . Алхимический период развития химического знания Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.4. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв.
3.1. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Период обьединения в истории химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Химия XII-XVIII вв. Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Период количественных законов
4.1. Становление научной химии. Период количественных законов. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие химической атомистики, открытие количественных законов. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Развитие электрохимии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.4. Период количественных законов Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Достижения в химии XIX века
5.1. Органическая химия. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.2. Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.3. Возникновение огранической химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.4. Развитие органической химии. Периодический закон и таблица элементов Д.И.Менделеева Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.5. Достижения в химии XIX века Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. История становления физической химии
6.1. Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
6.2. Учение и химическом процессе. Нобелевские премии Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
6.3. История становления физической химии Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Достижения химии XX века
7.1. Направления развития химии в XIX-XX веках Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.2. Учение о строении атома, открытие радиоактивности Практические 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.3. Современные тенденции развития химии Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.4. Химический синтез. Химия и проблемы экологии Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.5. Достижения химии XX века Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Миттова, А. М. Самойлов История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] Интеллект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Штоббе, И. А Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С.И.Левченко Краткий очерк истории химии www.physchem.chimfak.rsu.ru
Э2 Электронная библиотека учебных материалов по химии (МГУ) www.chem.msu.su
Э3 Курсы в Moodle "История химии" portal.edu.asu.ru
Э4 курс с Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «История химии» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «История химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов