МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История химии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.05.01. специальность Фундаментальная и прикладная химия
СпециализацияФундаментальная и прикладная химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_05_01_ФиПХ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 54
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Лабораторные 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 54 54 54 54
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Чепрасова М.Ю.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, председатель методической комиссии ХФ, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
История химии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016г. №1174)

составлена на основании учебного плана:
04.05.01 Фундаментальная и прикладная химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
проф. Базарнова Н.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 14.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой проф. Базарнова Н.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомить с основными этапами развития химии, показать, что история химии является частью химии и истории культуры. Формирование у студентов исторических знаний в химии и умений использовать исторических сведений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью воспринимать, развивать и использовать теоретические основы традиционных и новых разделов химии при решении профессиональных задач
ПК-11 владением методами отбора материала, проведения теоретических занятий и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Историю химии. Содержание и основные особенности современной химии; фундаментальные понятия химии и эволюцию их содержания, основные законы химии, классификацию основных методов исследования в химии. Основные этапы развития химии.
3.2.Уметь:
3.2.1.Планировать, организовывать и анализировать результаты своей педагогической деятельности. Использовать категории химии для оценивания различных факторов, явлений и процессов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Методами отбора материала, проведения теоретических знаний и лабораторных работ, основами управления процессом обучения в образовательных организациях, способами разработки образовательных технологий, включая системы компьютерного и дистанционного обучения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии
1.1. Основные этапы развития химии Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.2. Химия и периодизация ее исторического развития Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.3. Концептуальные системы в химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
1.4. История химии. Взаимосвязь истории и методологии химии Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии
2.1. Предалхимический период (Первые цивилизации). Античная натурфилософия Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.2. Алхимический период развития химического знания. Эпоха иатрохимии и технической химии (Т.Парацельс, Г.Агрикола, И.Глаубер) Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.3. Химические знания в древности . Алхимический период развития химического знания Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
2.4. Предалхимический и алхимический периоды в истории химии Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Химия XII-XVIII вв.
3.1. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века. Период объединения химии. Пневмохимия. «Химик-скептик» Р.Бойля. Экспериментальная химия и атомистика XII века Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.2. Период объединения. Флогистика. Дуалистические представления Бехера и Шталя. Исследования в химии М.В. Ломоносова. Кислородная теория А.Л.Лавуазье Лекции 8 1 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.3. Период обьединения в истории химии Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
3.4. Химия XII-XVIII вв. Сам. работа 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Период количественных законов
4.1. Становление научной химии. Период количественных законов. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.2. Развитие химической атомистики, открытие количественных законов. Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.3. Развитие электрохимии Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
4.4. Период количественных законов Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Достижения в химии XIX века
5.1. Органическая химия. Теория радикалов, типов, унитарная теория. Возникновение структурных представлений в химии. Классическая структурная теория А.М.Бутлерова. Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.2. Исторические аспекты возникновения Периодического закона. Возможности предсказания свойств новых элементов. История открытия химический элементов VII, VIII групп периодической системы Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.3. Возникновение огранической химии Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.4. Развитие органической химии. Периодический закон и таблица элементов Д.И.Менделеева Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
5.5. Достижения в химии XIX века Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. История становления физической химии
6.1. Возникновение и развитие физической химии как учение о химическом процессе Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
6.2. Учение и химическом процессе. Нобелевские премии Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
6.3. История становления физической химии Сам. работа 8 8 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Достижения химии XX века
7.1. Направления развития химии в XIX-XX веках Лекции 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.2. Учение о строении атома, открытие радиоактивности Практические 8 2 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.3. Современные тенденции развития химии Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.4. Химический синтез. Химия и проблемы экологии Лабораторные 8 4 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1
7.5. Достижения химии XX века Сам. работа 8 10 ОПК-1, ПК-11 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. Я. Миттова, А. М. Самойлов История химии с древнейших времен до конца ХХ века (Т. 1): учеб. пособие для вузов : [в 2 т.] Интеллект, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Штоббе, И. А Краткий исторический очерк развития химии [Электронный ресурс] : учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, 2017. - 1 эл. опт. диск (DVD+R). - № гос. регистрации 0321703431., 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 С.И.Левченко Краткий очерк истории химии www.physchem.chimfak.rsu.ru
Э2 Электронная библиотека учебных материалов по химии (МГУ) www.chem.msu.su
Э3 Курсы в Moodle "История химии" portal.edu.asu.ru
Э4 курс в системе Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Power Point
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины «История химии» изучается в течение одного семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студента обеспечена возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине «История химии» составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с практическими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических занятиях. Аудиторные занятия (лекции, практические занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по E-mail.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических занятиях.
В рамках текущего контроля работа студентов оценивается по следующим критериям:
- полнота ответов на теоретические вопросы дисциплины;
- эффективное участие в работе команды при обсуждении проблемных ситуаций;
- использование дополнительных материалов.
1. Советы по планированию и организации времени, необходимого для изучения дисциплины. Рекомендуется следующим образом организовать время, необходимое для изучения дисциплины:
Изучение конспекта лекции в тот же день, после лекции – 10-15 минут.
Изучение конспекта лекции за день перед следующей лекцией – 10-15 минут.
Изучение теоретического материала по учебнику и конспекту – 1 час в неделю.
Подготовка к практическому занятию – 2 час.
2. Описание последовательности действий студента («сценарий изучения дисциплины»).
Для понимания материала и качественного его усвоения рекомендуется такая последовательность действий:
А. После прослушивания лекции и окончания учебных занятий, при подготовке к занятиям следующего дня, нужно сначала просмотреть и обдумать текст лекции, прослушанной сегодня (10-15 минут).
Б. При подготовке к лекции следующего дня, нужно просмотреть текст предыдущей лекции, подумать о том, какая может быть тема следующей лекции (10-15 минут).
В. В течение недели выбрать время (не менее 1час) для работы с литературой в библиотеке.
Г. При подготовке к практическим занятиям следующего дня, необходимо сначала прочитать основные понятия и подходы по теме предстоящего занятия. При выполнении упражнения или задачи нужно сначала понять, что требуется в задаче, какой теоретический материал нужно использовать, наметить план решения задачи.
Д. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Рекомендуется использовать методические указания по курсу, текст лекций преподавателя (если он имеется).
Е. Рекомендации по работе с литературой. Теоретический материал курса становится более понятным, когда дополнительно к прослушиванию лекции и изучению конспекта, изучаются и книги. Легче освоить курс, придерживаясь одного учебника и конспекта. Рекомендуется, кроме «заучивания» материала, добиться состояния понимания изучаемой темы дисциплины. С этой целью рекомендуется после изучения очередного параграфа выполнить несколько простых упражнений на данную тему или/и ответить на вопросы для самоконтроля. Кроме того, очень полезно мысленно задать себе следующие вопросы (и попробовать ответить на них): о чем этот параграф?, какие новые понятия введены, каков их смысл?, что даст это на практике?.
3. Методические указания к практическим занятиям
Готовясь к практическому занятию, студенты должны: познакомиться с рекомендованной литературой; рассмотреть различные точки зрения по вопросу; выделить проблемные области; сформулировать собственную точку зрения; познакомиться со способами решения расчетных задач по теме практического занятия; предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.
При подготовке, студент должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления к практическому занятию. Но для того что бы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной, и дополнительной литературой.
Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:
связь выступления с предшествующей темой или вопросом.
раскрытие сущности проблемы.
методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.
Приводимые участником практического занятия примеры и факты должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения.
Выступление студента должно соответствовать требованиям логики. Четкое вычленение излагаемой проблемы, ее точная формулировка, неукоснительная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования, безусловная доказательность, непротиворечивость и полнота аргументации, правильное и содержательное использование понятий и терминов