Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. специальность Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 10,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.02 |
ПК-9 | способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий |
ПК-13 | способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности |
ПК-26 | способностью преподавать дисциплины (модули) в области психологии в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности; -способы выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам -особенности консультирования детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию; осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками разработки модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения; -навыками комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки | ||||||
1.1. | Развитие специальной психологии в рамках психологического знания | Практические | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
1.2. | История развития специальной психологии | Практические | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
1.3. | Специальная психология как отрасль психологической науки | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
1.4. | Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии. | Практические | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
1.5. | Специальная психология как отрасль психологической науки | Лекции | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии | ||||||
2.1. | Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии | Лекции | 10 | 2 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. | Практические | 10 | 3 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза | ||||||
3.1. | Задержанное и недостаточное развитие | Лекции | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Поврежденное и дефицитарное развитие | Лекции | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.3. | Дисгармоничное и искаженное развитие | Сам. работа | 10 | 8 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.4. | Развитие познавательной и эмоциональной сферы при искаженном развитии | Сам. работа | 10 | 10 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.5. | Развитие личности при дисгармоничном типе дизонтогенеза | Сам. работа | 10 | 8 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.6. | Синдром дефицита внимания и гиперактивности | Практические | 10 | 1 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.7. | Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психическом развитии и поведении | Сам. работа | 10 | 8 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.8. | Особенности познавательной сферы детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте | Практические | 10 | 2 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.9. | Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью в дошкольном и младшем школьном возрасте | Сам. работа | 10 | 8 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.10. | Особенности познавательной и эмоциональной сферы детей с ранним детским аутизмом и шизофренией в дошкольном и младшем школьном возрасте | Практические | 10 | 2 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
3.11. | Особенности развития детей с последствиями органических поражений | Сам. работа | 10 | 8 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер | ||||||
4.1. | Методы диагностики развития мышления, памяти, внимания, эмоциональной и личностной сферы у детей. | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
4.3. | Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители | Практические | 10 | 2 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
4.4. | Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения | Сам. работа | 10 | 4 | ПК-9, ПК-13, ПК-26 | Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии. 2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии. 3) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.) 4) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза. 5) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии. 6) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации. 7) Формы умственной отсталости (по Исаеву Д.Н.): астеническая, атоническая, дисфорическая, стеническая. 8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV 9) Направления коррекционно-развивающего обучения при гиперкинетическом расстройстве. 10) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С. 11) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии. 12) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика. 13) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С. 14) Особенности развития речи и мышления у детей с ранним детским аутизмом 15) Особенности развития эмоциональной сферы и нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом 16) Искаженное развитие: детская шизофрения. 17) Направления коррекционно-развивающего обучения при искаженном развитии. 18) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС. 19) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы. 20) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика. 21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора. 22) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика. 23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора. 24) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика. 25) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом. 26) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Глухов В.П. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Специальная психология | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к зачету Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |