МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 10,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Специальная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Специальная психология» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 способностью прогнозировать изменения, комплексно воздействовать на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи с использованием традиционных и инновационных методов и технологий
ПК-13 способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности
ПК-26 способностью преподавать дисциплины (модули) в области психологии в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; проектировать, реализовывать, контролировать и оценивать результаты учебно-воспитательного процесса, организовывать коммуникации и взаимодействие обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности и методы педагогики и психологии в профессиональной деятельности;
-способы выявления специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической и другим социальным группам
-особенности консультирования детей с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения
3.2.Уметь:
3.2.1.- диагностировать психологические свойства и состояния человека, характеристики психических процессов и проявлений в различных видах деятельности, проводить мониторинг личностного развития и социального поведения индивидов и групп, составлять психодиагностические заключения и рекомендации по их использованию;
осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками разработки модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения;
-навыками комплексного воздействия на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сфер, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять психологическое и педагогическое вмешательство с целью оказания индивиду, группе психологической помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки
1.1. Развитие специальной психологии в рамках психологического знания Практические 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
1.2. История развития специальной психологии Практические 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
1.3. Специальная психология как отрасль психологической науки Сам. работа 10 10 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
1.4. Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии. Практические 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
1.5. Специальная психология как отрасль психологической науки Лекции 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии
2.1. Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии Лекции 10 2 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
2.2. Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Практические 10 3 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
3.1. Задержанное и недостаточное развитие Лекции 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.2. Поврежденное и дефицитарное развитие Лекции 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.3. Дисгармоничное и искаженное развитие Сам. работа 10 8 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.4. Развитие познавательной и эмоциональной сферы при искаженном развитии Сам. работа 10 10 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.5. Развитие личности при дисгармоничном типе дизонтогенеза Сам. работа 10 8 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.6. Синдром дефицита внимания и гиперактивности Практические 10 1 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.7. Общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психическом развитии и поведении Сам. работа 10 8 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.8. Особенности познавательной сферы детей с ЗПР в дошкольном и младшем школьном возрасте Практические 10 2 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.9. Особенности познавательной сферы детей с умственной отсталостью в дошкольном и младшем школьном возрасте Сам. работа 10 8 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.10. Особенности познавательной и эмоциональной сферы детей с ранним детским аутизмом и шизофренией в дошкольном и младшем школьном возрасте Практические 10 2 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
3.11. Особенности развития детей с последствиями органических поражений Сам. работа 10 8 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер
4.1. Методы диагностики развития мышления, памяти, внимания, эмоциональной и личностной сферы у детей. Сам. работа 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
4.2. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Сам. работа 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
4.3. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители Практические 10 2 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2
4.4. Теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения Сам. работа 10 4 ПК-9, ПК-13, ПК-26 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии.
2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии.
3) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.)
4) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза.
5) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии.
6) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации.
7) Формы умственной отсталости (по Исаеву Д.Н.): астеническая, атоническая, дисфорическая, стеническая.
8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV
9) Направления коррекционно-развивающего обучения при гиперкинетическом расстройстве.
10) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С.
11) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии.
12) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика.
13) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С.
14) Особенности развития речи и мышления у детей с ранним детским аутизмом
15) Особенности развития эмоциональной сферы и нарушения поведения у детей с ранним детским аутизмом
16) Искаженное развитие: детская шизофрения.
17) Направления коррекционно-развивающего обучения при искаженном развитии.
18) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС.
19) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы.
20) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика.
21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора.
22) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика.
23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора.
24) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика.
25) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.
26) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глухов В.П. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Специальная психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.