Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | 5 (9) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 22 | 22 | 42 | 42 |
Практические | 22 | 22 | 22 | 22 | 44 | 44 |
Сам. работа | 39 | 39 | 37 | 37 | 76 | 76 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 | 54 | 54 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целью освоения дисциплины «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-3 | способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик |
ПК-5 | способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития |
ПСК-3.11 | способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - описание результатов психодиагностического обследования, - основные понятия психологии аномального развития; - основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку; - закономерности психического развития человека в онтогенезе и при нарушении в развитии (дизонтогенезе); - основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития. - основные синдромы отклоняющегося развития. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | -описывать результаты психодиагностического обследования; - на основании диагностируемых феноменов определять основные синдромы отклоняющегося развития; - на основании принципов коррекционно-развивающего обучения планировать коррекционно-развивающие занятия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования, -навыками взаимодействия со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки | ||||||
1.1. | Специальная психология как отрасль психологической науки | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | История развития специальной психологии | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Развитие специальной психологии в рамках психологического знания | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии | ||||||
2.1. | Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Роль биологических и средовых факторов в формировании нарушений развития | Сам. работа | 8 | 8 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза | ||||||
3.1. | Задержаное развитие | Лекции | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Общее недоразвитие | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Искаженное развитие | Лекции | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Дисгармоничное развитие | Лекции | 9 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Характеристика вариантов задержанного развития. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы при задержанном развитии | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Типология недостаточного развития: подход Семаго Н.Я.; Исаева Д.Н. | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы у детей с общим недоразвитием | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Характеристика детей с искаженным развитием | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Ранний детский аутизм | Практические | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Детская шизофрения | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Особенности функционирования семьи с ребенком с РДА и детской шизофренией | Практические | 8 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | Развитие детей с общим недоразвитием | Сам. работа | 8 | 5 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.14. | Особенности детей с задержкой психического развития: классификация, характеристика. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.15. | Особенности развития детей с ранним детским аутизмом | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.16. | Особенности развития детей с детской шизофренией | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.17. | Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с ребенком с нарушениями развития | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.18. | Дефицитарное развитие: нарушение слухового и зрительного анализатора | Лекции | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.19. | Дефицитарное развитие: нарушение опорно-двигательного аппарата | Лекции | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.20. | Поврежденное развитие | Лекции | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.21. | Особенности развития ребенка с нарушениями поведения | Практические | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.22. | Особенности развития ребенка с эмоциональными нарушениями | Практические | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.23. | Особенности развития детей и подростков с нарушениями слухового и зрительного анализатора | Практические | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.24. | Особенности развития детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата | Сам. работа | 9 | 10 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.25. | Особенности развития детей с органическими поражениями мозга | Практические | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
3.26. | Особенности развития детей с поврежденным и дефицитарным развитием | Сам. работа | 9 | 9 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер | ||||||
4.1. | Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с умствеными нарушениями | Лекции | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями | Лекции | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Направления коррекционно-развивающего обучения детей с умствеными нарушениями | Практические | 9 | 4 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями | Практические | 9 | 2 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство | Сам. работа | 9 | 9 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.6. | Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители | Сам. работа | 9 | 9 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
4.7. | Экзамен | Экзамен | 9 | 27 | ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 | Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии. 2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии. 3) Понятие дизонтогенеза. Этиологические факторы дизонтогенеза (биологические, социальлно-психологические) 4) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.) 5) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза. 6) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии. 7) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации. 8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV 9) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С. 10) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии. 11) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика. 12) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С. 13) Особенности развития речи у детей с ранним детским аутизмом 14) Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ранним детским аутизмом 15) Искаженное развитие: детская шизофрения. 16) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС. 17) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы. 18) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика. 19) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора. 20) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика. 21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора. 22) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика. 23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом. 24) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта). 25) Диагностика особенностей внимания (варианты корректурной пробы, таблицы Шульте и др.) 26) Методы диагностики памяти (исследование зрительной и слухоречевой памяти). 27) Методы изучения мышления (исключение предметов, простые аналогии, классификация предметов и др.) 28) Психодиагностические методы исследования интеллекта. Интеллектуальная шкала Д.Векслера, прогрессивные матрицы Равена. 29) Методы диагностики сформированности пространственных представлений (Семаго) 30) Исследование эмоционально-личностной сферы («Несуществующее животное», «Лесенка», рисунок человека и др.) |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Глухов В.П. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Колесникова Г.И. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Чиркова Ю.В. | СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТ ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система "Лань" | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические рекомендации для подготовки к зачету Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету). При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |