МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 76
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8, 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) 5 (9) Итого
Недель 19,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 22 22 42 42
Практические 22 22 22 22 44 44
Сам. работа 39 39 37 37 76 76
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
доцент, Шахмаева Ириа Николаевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины «Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение» является формирование у студентов системы знаний о механизмах формирования тех или иных отклонений психического развития, специфики нарушений в психическом развитии у детей и подростков в условиях недостаточного, дефицитарного, поврежденного и асинхронного развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью планировать и самостоятельно проводить психодиагностическое обследование пациента в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
ПК-5: способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.11: способностью и готовностью к применению современных методов оценки и оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также членов их социальных сетей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психологии аномального развития;
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
- закономерности психического развития человека в онтогенезе и при нарушении в развитии (дизонтогенезе);
- основные направления психологической диагностики и психологической помощи при различных формах нарушения развития.
- основные синдромы отклоняющегося развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.-описывать результаты психодиагностического обследования;
- на основании диагностируемых феноменов определять основные синдромы отклоняющегося развития;
- на основании принципов коррекционно-развивающего обучения планировать коррекционно-развивающие занятия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования,
-навыками взаимодействия со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психологической помощи ребенку и семье.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Специальная психология как отрасль психологической науки
1.1. Специальная психология как отрасль психологической науки Лекции 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. История развития специальной психологии Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Развитие специальной психологии в рамках психологического знания Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Вклад Л.С. Выготского, В.М. Бехтерева в становление специальной психологии Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Аномальное развитие как предмет изучения специальной психологии
2.1. Понятие психического дизонтогенеза. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии Лекции 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие психического дизонтогенеза. Патопсихологические параметры, обусловливающие тип дизонтогенеза. Понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С. Выготскому. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Роль биологических и средовых факторов в формировании нарушений развития Сам. работа 8 8 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Общая характеристика отдельных форм дизонтогенеза
3.1. Задержаное развитие Лекции 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Общее недоразвитие Лекции 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Искаженное развитие Лекции 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Дисгармоничное развитие Лекции 9 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Характеристика вариантов задержанного развития. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы при задержанном развитии Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Типология недостаточного развития: подход Семаго Н.Я.; Исаева Д.Н. Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Особенности развития эмоциональной и познавательной сферы у детей с общим недоразвитием Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Характеристика детей с искаженным развитием Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Ранний детский аутизм Практические 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Детская шизофрения Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Особенности функционирования семьи с ребенком с РДА и детской шизофренией Практические 8 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.13. Развитие детей с общим недоразвитием Сам. работа 8 5 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.14. Особенности детей с задержкой психического развития: классификация, характеристика. Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.15. Особенности развития детей с ранним детским аутизмом Сам. работа 8 6 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.16. Особенности развития детей с детской шизофренией Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.17. Особенности детско-родительского взаимодействия в семьях с ребенком с нарушениями развития Сам. работа 8 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.18. Дефицитарное развитие: нарушение слухового и зрительного анализатора Лекции 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.19. Дефицитарное развитие: нарушение опорно-двигательного аппарата Лекции 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.20. Поврежденное развитие Лекции 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.21. Особенности развития ребенка с нарушениями поведения Практические 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.22. Особенности развития ребенка с эмоциональными нарушениями Практические 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.23. Особенности развития детей и подростков с нарушениями слухового и зрительного анализатора Практические 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.24. Особенности развития детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата Сам. работа 9 10 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.25. Особенности развития детей с органическими поражениями мозга Практические 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.26. Особенности развития детей с поврежденным и дефицитарным развитием Сам. работа 9 9 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Методологический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретенными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер
4.1. Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с умствеными нарушениями Лекции 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Основные направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями Лекции 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Направления коррекционно-развивающего обучения детей с умствеными нарушениями Практические 9 4 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.4. Направления коррекционно-развивающего обучения детей с эмоциональными и поведенческими нарушениями Практические 9 2 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.5. Психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство Сам. работа 9 9 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.6. Прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребенок-родители Сам. работа 9 9 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.7. Экзамен Экзамен 9 27 ПК-3, ПК-5, ПСК-3.11 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1) Предмет, объект, задачи специальной психологии.
2) Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики. История развития специальной психологии.
3) Понятие дизонтогенеза. Этиологические факторы дизонтогенеза (биологические, социальлно-психологические)
4) Классификация типов дизонтогенеза (Лебединский В.В.)
5) Патопсихологические параметры, определяющие характер психического дизонтогенеза.
6) Развитие познавательной сферы при общем психическом недоразвитии.
7) Умственная отсталость: критерии постановки, степени, прогноз адаптации.
8) Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Критерии постановки по DSM-IV
9) Задержка психического развития. Классификация К.С. Лебединской, Певзнер М.С.
10) Развитие познавательной сферы при задержанном развитии.
11) Дисгармоническое психическое развитие. Виды, характеристика.
12) Искаженное развитие: ранний детский аутизм. Типология Никольской О.С.
13) Особенности развития речи у детей с ранним детским аутизмом
14) Особенности развития эмоциональной сферы у детей с ранним детским аутизмом
15) Искаженное развитие: детская шизофрения.
16) Поврежденное развитие: развитие после органического повреждения ЦНС.
17) Поврежденное развитие: развитие на фоне посттравматического синдрома после психической травмы.
18) Дефицитарное развитие: недостаточность слухового анализатора. Общая характеристика.
19) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности слухового анализатора.
20) Дефицитарное развитие: недостаточность зрительного анализатора. Общая характеристика.
21) Развитие познавательной и эмоциональной сферы при недостаточности зрительного анализатора.
22) Дефицитарное развитие: недостаточность опорно-двигательного аппарата. Общая характеристика.
23) Развитие познавательной и эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.
24) Тики. Синдром Жиля де Ля Туретта (Синдром Туретта).
25) Диагностика особенностей внимания (варианты корректурной пробы, таблицы Шульте и др.)
26) Методы диагностики памяти (исследование зрительной и слухоречевой памяти).
27) Методы изучения мышления (исключение предметов, простые аналогии, классификация предметов и др.)
28) Психодиагностические методы исследования интеллекта. Интеллектуальная шкала Д.Векслера, прогрессивные матрицы Равена.
29) Методы диагностики сформированности пространственных представлений (Семаго)
30) Исследование эмоционально-личностной сферы («Несуществующее животное», «Лесенка», рисунок человека и др.)
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Глухов В.П. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2F05B887-4267-4071-95BC-BAA7196D4C33
Л1.2 Речицкая Е. Г., Гайдова Ю. В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FCE74717-2832-4A7C-8447-762462D6109E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колесникова Г.И. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FE4BFB93-549C-421B-A296-E9A7B3E610BB
Л2.2 Чиркова Ю.В. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ТЕСТ ДЕТСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/E03FD53F-4DFE-4374-8BCA-65E06FA0CD28
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система "Лань" https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=5278
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader


6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету (см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.