МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz37_04_01_ПС-2- 2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к. психол.наук , доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Организационная психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.04.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1043)РФ 24.12.2010 г. №2057 Программа разработана для очной формы обучения.

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 23.05.2018 г. № 12
Заведующий кафедрой д.психол.н., профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Организационная психология» является :
ознакомление с основными закономерностями поведения человека в организации и формирование у магистров знаний и умений по разработке технологий, повышающих эффективность организационной деятельности человека на предприятии;
обучение основным методам предупреждения и конструктивного разрешения межличностных конфликтов в организации; содействие формированию и развитию толерантности при решении производственных в ситуациях межличностного взаимодействия в трудовом коллективе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
ПК-9 способностью выявлять потребности в основных видах психологических услуг и организовывать работу психологической службы в определенной сфере профессиональной деятельности
ПК-10 способностью к решению управленческих задач в условиях реально действующих производственных структур с учетом организационно-правовых основ профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и теории организационной психологии;
основные методологические подходы решения проблем в рамках управления организационным поведением сотрудников, обеспечивающие повышение эффективности организационной деятельности групп и коллектива в целом;
теоретические основы поведения человека в организации;
основные закономерности психологического сопровождения становления и профессионального становления в организации
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии;
раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы в рамках организационного поведения человека, связанной с профессиональной деятельностью групп и организации в целом;
ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»
определять стадию развития организации в зависимости от жизненного цикла и всоотвествии с этим определять основные направления работы психолога в организации
осуществлять выбор методов для психологического обеспечения функционирования организационных структур и анализировать и систематизировать научные исследования в области организационной психологии с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений; раскрывать, социально-психологическое содержание проблемы, связанной с профессиональной деятельностью; ориентироваться в применении диагностического инструментария для решения организационных проблем, связанных с «человеческим фактором»; анализировать и прогнозировать организационное поведение человека и группы; эффективно использовать мотивационный потенциал персонала в организациях;
осуществлять выбор методов для психологического обеспечения функционирования организационных структур и соответствующего сопровождения процесса организационного развития
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.подбора инструментария психологической диагностики для определения мотивационно - волевой сферы, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека в организации;
способностью к нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и быть ответственными за них.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет организационной психологии
1.1. Предмет и статус организационной психологии как комплексной практико-ориентированной научной дисциплины Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Теории организации Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Иерархические уровни психологического анализа деятельности сотрудников организаций.
2.1. Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация) Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Основные проблемные области в организационном поведении: применении диагностического инструментария для решения организационных проблем Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Субъективно значимые характеристики труда и «образ трудовой ситуации»
3.1. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Социальные ценности и проблема значимости труда в жизни современного человека. Концептуальная модель анализа субъективно значимых характеристик труда Дж. Хаккмана и Г. Олдхема. Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Практические 2 1 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Использование методики «Диагностика основных субъективных характеристик труда (тест JDS) для оценки индивидуальной привлекательности работы и риск-факторов для нарушений эффективности труда работника Сам. работа 2 10 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Профессиональный стресс и психическое здоровье сотрудников организации.
4.1. Негативные социально-экономические последствия стресса в труде. Стресс и личностное благополучие сотрудников организации Лекции 2 2 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Иерархическая модель анализа профессионального стресса. Комплексная диагностико-превентивная система «Интегральная диагностика и коррекция стресса» (ИДИКС), примеры ее прикладного использования Сам. работа 2 12 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 5. Ценностные ориентации работников и трудовая мотивация персонала
5.1. О понятиях «ценности» и «ценностные ориентации» человека. Общая классификация ценностных ориентаций по Г. Олпорту Практические 2 1 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Взаимосвязь ценностных ориентаций с актуальными потребностями профессионала. Понятие трудовой мотивации. «Пирамида потребностей» по А.Маслоу и ее приложение к анализу трудовой мотивации сотрудников организаций Сам. работа 2 14 ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Особенности мотивационной структуры личности и примеры методик ее диагностики (методика Э. Шейна «Якоря карьеры», тест В.Э. Мильмана «Диагностика мотивационной структуры личности) Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф. Херцберга. Различия во влиянии факторов «мотиваторов» и факторов «контекста» на субъективное переживание степени удовлетворенности трудом Сам. работа 2 14 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Структурные показатели удовлетворенности трудом (личностные особенности, взаимосвязь с производительностью труда, поведенческие установки работников). Практические 2 1 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
5.6. Интегральный подход к оценке удовлетворенности трудом и прогнозирование негативных последствий снижения удовлетворенности трудом персонала на уровнях организационного поведения и социальной макро-среды Сам. работа 2 11 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Основные направления практической работы и профессиональная позиция психолога в организации.
6.1. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Практические 2 1 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
6.2. Основные функциональные позиции психолога в организациях: исследователь, эксперт, консультант, наставник, руководитель. Модель «ролевого кольца» и место психолога во внедрении оптимизационных мероприятий в организации. Этические нормы и профессиональные требования к работе психолога с персоналом организации Сам. работа 2 18 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1
6.3. Экзамен 2 9 ОПК-2, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л1.2 Г. Х. Бакирова Психология развития и мотивации персонала: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.В. Шамардина Организационная психология. - Тексты лекций: Учебное пособие АлтГУ, 2014
Л2.2 Шуванов, Вячеслав Иванович Социальная психология управления : учеб. для вузов.: Дополнительная литература М. : ЮНИТИ-[ДАНА],, 2009
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ануфриева, Ирина Юрьевна Основные проблемные области исследований в организационной психологии, выделяемые на каждом из уровней организационных взаимодействий (общая классификация): учебник/практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, , 2014.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.hr-journal.ru/ Электронный журнал про управление персоналом.
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
Э3 Курс в Moodle "Организационная психология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional;
Office 2010 Professional
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
При освоении курса «Организационная психология» одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс.
Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию студентов в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать полученную информацию. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, рекомендуемой к каждому занятию, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов педагогической деятельности.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе студентов, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины «Организационная психология» предполагает тщательную проработку учебного материала и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
По окончании семестра в период сессии проводится итоговая аттестация в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать обучающегося от итоговой аттестации студентов с выставлением зачета за проявленную активность на практических занятий при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические указания по организации самостоятельной работы
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных (лекционных, семинарских и практических) занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется курсантом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине «Бизнес тренинг»:
− для овладения знаниями: чтение текста (учебников, первоисточников, дополнительной литературы), конспектирование и выписки из текста, работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование Интернет-ресурсов и др.
− для закрепления, систематизации знаний: работа с конспектом лекции, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточников, дополнительной литературы), составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные и дискуссионные вопросы, подготовка докладов к семинарским занятиям, создание мультимедийных презентаций к выступлению на семинарском или практическом занятии и др.
− для формирования умений: анализ теоретической профессионально ориентированной информации, анализ конкретных ситуаций, проектирование элементов профессиональной деятельности и др.
Самостоятельная внеаудиторная работа курсантов включает их подготовку к семинарским и практическим занятиям. К самостоятельной работе студента относится и подготовка к экзамену.