МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Суицидология и психотерапия самоповреждающего поведения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.псих.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рецензент(ы):
канд.псих.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Суицидология и психотерапия самоповреждающего поведения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.псих.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.псих.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.как выявлять, анализировать информацию о запросе клиента и медицинского персонала по проблеме антивитального, самоповреждающего поведения; психологические механизмы антивитального поведения и научно обоснованные модели психотерапевтического вмешательства.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и выявлять информацию о запросе клиента и медицинского персонала по проблеме антивитального, самоповреждающего поведения; определять психологические механизмы антивитального поведения и применять на практике научно обоснованные модели психотерапевтического вмешательства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками выявления и структурирования информации о запросе клиента и медицинского персонала по проблеме антивитального, самоповреждающего поведения, составления на основе этой информации программы психокоррекции и психотерапии; навыками анализа динамики симптомов и рисков, определения психологических механизмов антивитального поведения и применения научно обоснованных моделей психотерапевтического вмешательства на практике.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Антивитальное поведение (суицидальное, парасуицидальное, самоповреждающее): психологические механизмы формирования.
1.1. Патопсихологическая модель формирования антивитального поведения Лекции 9 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Патопсихологическая модель формирования антивитального поведения Лабораторные 9 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. Нейропсихологические особенности суицидального поведения при депрессии Лабораторные 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Когнитивно-поведенческая модель суицидального и самоповреждающего поведения. Лекции 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.5. Когнитивно-поведенческая модель суицидального и самоповреждающего поведения. Лабораторные 9 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.6. Депрессивная триада А. Бека и суицидальные мысли. Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.7. Диалектико-поведенческая модель формирования и поддержания антивитальных форм поведения Лекции 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.8. Диалектико-поведенческая модель формирования и поддержания антивитальных форм поведения Лабораторные 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.9. Культурные особенности самоповрждающего поведения Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.10. Психологические механизмы самоповреждающего и суицидального поведения. Антивитальное поведение как деятельность. Лекции 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.11. Психологические механизмы самоповреждающего и суицидального поведения. Антивитальное поведение как деятельность. Лабораторные 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.12. Признаки депрессии и суицидальной настроенности у подростка и взрослого. Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.13. Пограничное расстройство личности и суицидальное поведение. Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Психотерапия, профилактика суицидального и самоповреждающего поведения.
2.1. Когнитивно-поведенческая психотерапия антивитальных форм поведения. Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.2. Психотерапия антивитальных мотивов при расстройствах пищевого поведения, дисморфофобии у подростков Лекции 9 4 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Психотерапия антивитальных мотивов при расстройствах пищевого поведения, дисморфофобии у подростков Лабораторные 9 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.4. Социальная тревога и суицидальное поведение: пути психотерапии. Сам. работа 9 8 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.5. Метакогнитивные техники психотерапии суицидального и самоповреждающего поведения Лабораторные 9 2 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.6. Метакогнитивные техники психотерапии суицидального и самоповреждающего поведения Сам. работа 9 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.7. Диалектико-бихевиоральная модель психотерапии суицидального поведения Сам. работа 9 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.8. Диалектико-бихевиоральная модель психотерапии суицидального поведения Сам. работа 9 6 ПК-2 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Патопсихологическая модель формирования антивитального поведения.
2. Нейропсихологические особенности суицидального поведения при депрессии.
3. Когнитивно-поведенческая модель суицидального и самоповреждающего поведения.
4. Депрессивная триада А. Бека и суицидальные мысли.
5. Диалектико-поведенческая модель формирования и поддержания антивитальных форм поведения.
6. Культурные особенности самоповрждающего поведения.
7. Психологические механизмы самоповреждающего и суицидального поведения. Антивитальное поведение как деятельность.
8. Признаки депрессии и суицидальной настроенности у подростка и взрослого.
9. Пограничное расстройство личности и суицидальное поведение.
10. Когнитивно-поведенческая психотерапия антивитальных форм поведения.
11. Психотерапия антивитальных мотивов при расстройствах пищевого поведения, дисморфофобии у подростков.
12. Социальная тревога и суицидальное поведение: пути психотерапии.
13. Метакогнитивные техники психотерапии суицидального и самоповреждающего поведения.
14. Диалектико-бихевиоральная модель психотерапии суицидального поведения.
15. Современные модели суицидального поведения.
16. Проблема отношения общество к суицидентам.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Целевая структура деятельности при суицидальном и самоповреждающем поведении.
2. Составление экспертного заключение в связи со случаем самоповреждающего поведения подростка.
3. Составление экспертного заключение в связи со случаем парасуицидального поведения подростка.
4. Составление экспертного заключение в связи со случаем завершенного суицида подростка.
5. Психологическая характеристика подростка с суицидальным и самоповреждающим поведением.
6. Антивитальное поведение как деятельность.

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Суицидология и психотерапия самоповреждающего поведения portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
БС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На зачет выносится два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».