МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 10
курсовая работа: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Труевцев Дмитрий Владимирович

Рабочая программа дисциплины
Супервизия

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы научных понятий и профессионального мировоззрения в рамках традиционных и современных научных подходов к изучению и исследованию теоретических, методологических и организационныхпроблем супервизии;
овладение теоретическим знанием и практическими навыками в области супервизии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью и готовностью определять цели и самостоятельно или в кооперации с коллегами разрабатывать программы психологического вмешательства с учетом нозологических и индивидуально-психологических характеристик, квалифицированно осуществлять клинико-психологическое вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития
ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности лечебного процесса;
теоретико-методологические и практические основы супервизии;
организационные, правовые и этические принципы работы медицинского психолога в консультировании и психотерапии;
фундаментальные теоретико-методологические концепции развития личности, психопатологии и психотерапии;
особенности организации и проведения различных видов экспертиз нарушений психических процессов и личности при психических расстройствах;
специфику психологического вмешательства с учетом нозологических, синдромальных и индивидуально-психологических характеристик;
общие и специфические цели и методы основных психотерапевтических направлений классической психотерапии и психологического консультирования;
психологические закономерности и механизмы психологического воздействия, общие и специальные факторы эффективности психотерапевтического процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.прогнозировать изменения и оценивать их динамику в различных сферах психического функционирования человека при медицинском и психологическом воздействии, направленном на гармонизацию жизнедеятельности индивида;
использовать методы психологического консультирования и психотерапии в работе с индивидами, группами, учреждениями и бизнесструктурами, с представителями различных социальных и религиозных субкультур;
оказывать психологическую помощь в кризисных ситуациях;
осуществлять дифференциально-диагностическое обследование и экспертизу при различных психических расстройствах;
осуществлять психологическое консультирование и применять психотерапевтические техники в отношении лиц, перенесших или испытавших воздействие чрезвычайных и экстремальных факторов;
осуществлять профилактику нервно-психических и психосоматических расстройств, состояний психической дезадаптации и нарушений поведения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными стратегиями психопрофилактической, психокоррекционной, реабилитационной и психотерапевтической работы с учетом характера и факторов нарушения здоровья и развития с использованием индивидуальных, групповых и семейных методов;
основными приемами клинико-психологической диагностики для оценки эффективности психотерапии и консультирования;
основными техниками создания и поддержания рабочего альянса в психотерапевтических отношениях;
способами совершенствования системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания психотерапевта и консультанта;
методами супервизирования педагогической, научно-исследовательской и практической работы обучающихся и стажеров в процессе обучения;
стратегиями установления творческих и профессиональных контактов с психологическими и непсихологическими организациями и службами;
знаниями об основных видах экспертной деятельности в соответствии с потребностями заказчика;
способами распространения информации о роли психологических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях
1.1. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально- ориентированная позиция помощи Лабораторные 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции Лабораторные 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно- поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии Сам. работа 10 8 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп.
2.1. Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь. Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.5. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.6. Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели Сам. работа 10 8 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы
3.1. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства Лабораторные 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ Сам. работа 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.5. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно -поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). Сам. работа 10 8 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия.
4.1. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ Лабораторные 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез Сам. работа 10 4 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Лабораторные 10 2 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.5. Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Сам. работа 10 7 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Экзамен Экзамен 10 27 ПК-5, ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Ответственность в терапии: супервизия и обучение.
2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление.
3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов.
4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений..
5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии.
6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая).
7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ.
8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
13. Современные проблемы супервизии в КБТ.
14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. .КБТ модель панических атак.
2. Диалектическая бихевиоральная психотерапия при пограничном расстройстве личности и суицидальном поведении.
3. КБТ модель личностных расстройств.
4. КБТ модель ОКР.
5. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ.
6. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе.
7. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия.
8. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции.
9. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии.
10. Современные проблемы супервизии в КБТ.
11. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
12. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки.
13. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия.
14. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сидоров П.И., Парняков А.В Клиническая психология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Супервизия portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно».