МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия по арт-терапии в клинической практике
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 75
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 42 42 42 42
Сам. работа 75 75 75 75
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Супервизия по арт-терапии в клинической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.), в работе с пациентами / клиентами разного возраста, а также проблема интеграции с КБТ, нейро- и патопсихологическим подходом.
Задачи курса:
- анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, осложнений в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др.
- формирование навыков и изучение особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.).
- изучение особенностей и формирование навыков применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста.
- изучение перспектив интеграции арт-техник с КБТ, нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом. Коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник.
- формирование навыков создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10: способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных супервизорских проблемах арт-терапии, осложнениях в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др.;
- обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.).;
- обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать перспективы интеграции арт-техник с КБТ нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом, коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии. Арт-пространство и арт-материалы
1.1. Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Объективация переживания – преимущества и недостатки процесса Сам. работа 9 8 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Проблема профанации терапевтического процесса Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи Сам. работа 9 8 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях Сам. работа 9 8 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Особенности применения арт-техник в работе с разными клиническими группами
2.1. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Проблемы начинающего психотерапевта Сам. работа 9 8 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Планирование психотерапевтической интервенции Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Страх навредить или не помочь Сам. работа 9 7 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. Применение арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста. Специфика супервизии при индивидуальной и групповой работе
3.1. Проблема объективации и вербализации состояния Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Проблема объективации и вербализации состояния Сам. работа 9 6 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление Сам. работа 9 6 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Сам. работа 9 6 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Арт-техники в коррекционно-восстановительной и реабилитационной практике
4.1. Потенциал арт-техник в коррекционной, восстановительной и реабилитационной практике с пациентами с локальными поражениями головного мозга, умственно отсталыми пациентами, людьми с ограниченными возможностями Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Перспективы интеграции и сочетанного применения в диагностике и терапии арт-техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления (КБТ), психосемантического подхода, субъективной семантики переживаний, а также арсеналом нейро- и патопсихологических методик Лабораторные 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Интеграция арт-терапевтических техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления Сам. работа 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.4. Супервизия в песочной терапии – проблемы создания сюжета, построение внутреннего мира на песке, ситуации эмоционального шока и ступора Лабораторные 9 2 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.5. Опасности ненаучной интерпретации полученных результатов в процессе арт-терапии Сам. работа 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.6. Опасности ненаучной интерпретации полученных результатов в процессе арт-терапии Сам. работа 9 4 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.7. Конструирование мифов психологической терапии и консультирования, ошибки формирования непрофессиональных отношений с пациентом, затягивание процесса консультирования Сам. работа 9 6 ПСК-3.10 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия.
2. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе.
3. Психологические механизмы психотерапевтического воздействия.
4. Харизма психолога и психотерапевта: конструирование и деконструкция.
5. Плацебо эффект как объяснительный принцип эффективности психотерапевтических техник.
6. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии.
7. Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов.
8. Арт-пространство и арт-материалы. Возможные ограничения применения.
9. Осложнения терапевтического процесса. Анализ случаев клинической практики.
10. Формирование арт-терапевтического пространства, структура арт-терапевтического кабинета, необходимые средства для проведения арт-терапии – супервизия.
11. Анализируются осложнения в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, обрыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж терапевтического процесса, эмоциональные срывы.
12. Объективация переживаний в арт-терапии. Проблема качества арт-терапии.
13. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения в арт-терапии.
14. Проблема профанации терапевтического процесса. Наука и терапия, соблюдение принципов научного психологического подхода в арт-терапии.
15. Супервизор и супервизируемый в арт-терапии.
16. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения.
17. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи.
18. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
19. Подчеркивание образовательной функции супервизии.
20. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
Л1.2 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=277334
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Супервизия по арт-терапии в клинической практике https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6351
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.