Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. специальность Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-3-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (9) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | Целями освоения дисциплины являются анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.), в работе с пациентами / клиентами разного возраста, а также проблема интеграции с КБТ, нейро- и патопсихологическим подходом. Задачи курса: - анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, осложнений в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др. - формирование навыков и изучение особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.). - изучение особенностей и формирование навыков применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста. - изучение перспектив интеграции арт-техник с КБТ, нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом. Коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник. - формирование навыков создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПСК-3.10 | способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - об основных супервизорских проблемах арт-терапии, осложнениях в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др.; - обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.).; - обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - понимать перспективы интеграции арт-техник с КБТ нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом, коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - обладать навыками создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии. Арт-пространство и арт-материалы | ||||||
1.1. | Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Объективация переживания – преимущества и недостатки процесса | Сам. работа | 9 | 8 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Проблема профанации терапевтического процесса | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи | Сам. работа | 9 | 6 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях | Сам. работа | 9 | 5 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Особенности применения арт-техник в работе с разными клиническими группами | ||||||
2.1. | Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Проблемы начинающего психотерапевта | Сам. работа | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Планирование психотерапевтической интервенции | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Страх навредить или не помочь | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Применение арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста. Специфика супервизии при индивидуальной и групповой работе | ||||||
3.1. | Проблема объективации и вербализации состояния | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Проблема объективации и вербализации состояния | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Арт-техники в коррекционно-восстановительной и реабилитационной практике | ||||||
4.1. | Потенциал арт-техник в коррекционной, восстановительной и реабилитационной практике с пациентами с локальными поражениями головного мозга, умственно отсталыми пациентами, людьми с ограниченными возможностями | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Перспективы интеграции и сочетанного применения в диагностике и терапии арт-техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления (КБТ), психосемантического подхода, субъективной семантики переживаний, а также арсеналом нейро- и патопсихологических методик | Лабораторные | 9 | 4 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Интеграция арт-терапевтических техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Супервизия в песочной терапии – проблемы создания сюжета, построение внутреннего мира на песке, ситуации эмоционального шока и ступора | Лабораторные | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.5. | Опасности ненаучной интерпретации полученных результатов в процессе арт-терапии | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.6. | Опасности ненаучной интерпретации полученных результатов в процессе арт-терапии | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.7. | Конструирование мифов психологической терапии и консультирования, ошибки формирования непрофессиональных отношений с пациентом, затягивание процесса консультирования | Сам. работа | 9 | 2 | ПСК-3.10 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Примерный перечень вопросов к экзамену 1. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия. 2. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе. 3. Психологические механизмы психотерапевтического воздействия. 4. Харизма психолога и психотерапевта: конструирование и деконструкция. 5. Плацебо эффект как объяснительный принцип эффективности психотерапевтических техник. 6. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии. 7. Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов. 8. Арт-пространство и арт-материалы. Возможные ограничения применения. 9. Осложнения терапевтического процесса. Анализ случаев клинической практики. 10. Формирование арт-терапевтического пространства, структура арт-терапевтического кабинета, необходимые средства для проведения арт-терапии – супервизия. 11. Анализируются осложнения в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, обрыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж терапевтического процесса, эмоциональные срывы. 12. Объективация переживаний в арт-терапии. Проблема качества арт-терапии. 13. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения в арт-терапии. 14. Проблема профанации терапевтического процесса. Наука и терапия, соблюдение принципов научного психологического подхода в арт-терапии. 15. Супервизор и супервизируемый в арт-терапии. 16. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения. 17. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи. 18. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций. 19. Подчеркивание образовательной функции супервизии. 20. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. | Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Супервизия по арт-терапии в клинической практике | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |