МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Поизводство в суде присяжных
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность (специальность)
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_СудПрокурДеят-23-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Дудко Н.И.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Поизводство в суде присяжных

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 16.02.2017г. №144)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 СУДЕБНАЯ И ПРОКУРОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор С.И. Давыдов

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 05.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор С.И. Давыдов

1. Цели освоения дисциплины

1.1.специальная подготовка высококвалифицированных кадров в области уголовного судопроизводства, способных решать сложные задачи, возникающие в суде присяжных; умеющих применять правовые нормы и обеспечивать правопорядок в сфере уголовного судопроизводства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-22: способностью обеспечивать рассмотрение дел и разрешение споров, отнесенных к компетенции судов, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации
ПСК-1.3: способностью к рассмотрению и разрешению дел посредством уголовного судопроизводства во всех судебных инстанциях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-22: нормы уголовного процессуального права, регламентирующие производство в суде присяжных,и практику их применения
ПСК-1.3: нормы уголовного процессуального права, регламентирующие производство во всех судебных инстанциях по уголовным делам, подсудным суду присяжных,а также практику их применения

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-22: квалифицированно применять нормы уголовного процессуального права, регламентирующие производство в суде присяжных
ПСК-1.3: квалифицированно применять нормы уголовного процессуального права, регламентирующие производство во всех судебных инстанциях по уголовным делам, подсудных суду присяжных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-22: навыки принятия процессуальных решений по уголовным делам, рассматриваемым судом присяжных
ПСК-1.3: навыки принятия процессуальных решений во всех судебных инстанциях по уголовным делам, подсудным суду присяжных

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История возникновения и развития суда присяжных
1.1. История возникновения и развития суда присяжных Лекции 5 2 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Устный опрос по теме Практические 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Этапы становления суда присяжных в России
2.1. Этапы становления суда присяжных в России Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Этапы становления суда присяжных в России Практические 5 2 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей
3.1. Устный опрос по теме Практические 5 2 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Право обвиняемого на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Подсудность дел суду присяжных
4.1. Подсудность дел суду присяжных Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Устный опрос по теме Практические 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных
5.1. Предварительное слушание. Ходатайство обвиняемого о рассмотрении дела судом присяжных Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Устный опрос по теме Практические 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Особенности производства в судебном разбирательстве
6.1. Особенности производства в судебном разбирательстве Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Устный опрос по теме Практические 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Изучение дополнительных источников по теме Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Особенности кассационного, надзорного производства
7.1. Особенности апелляционного, кассационного, надзорного производства Лекции 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.2. Устный опрос по теме Практические 5 0 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.3. Изучение дополнительных источников по теме. Подготовка к зачету Сам. работа 5 14 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
7.4. Зачет Зачет 5 4 ПК-22, ПСК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Основные этапы становления суда присяжных в России.
2. Предметная подсудность уголовных дел суду присяжных.
3. Территориальная подсудность уголовных дел суду присяжных.
4. Разъяснение обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении дела судом присяжных.
5. Заявление ходатайства о суде присяжных, отказ от суда присяжных. Оформление.
6. Основания проведения предварительного слушания.
7. Порядок и сроки проведения предварительного слушания.
8. Решения, принимаемые по итогам предварительного слушания.
9. Основания признания доказательств недопустимыми.
10. Порядок исключения недопустимых доказательств.
11. Лица, участвующие в предварительном слушании.
12. Вопросы, разрешаемые судом в предварительном слушании, при назначении
судебного разбирательства с участием присяжных заседателей.
13. Подготовительная часть судебного разбирательства в суде присяжных.
14. Формирование коллегии присяжных заседателей.
15. Полномочия присяжных заседателей.
16. Судебное следствие в суде присяжных.
17. Вердикт присяжных заседателей: содержание, порядок вынесения.
18. Обсуждение последствий вердикта.
19. Постановление приговора в суде присяжных.
20. Особенности кассационного обжалования приговоров, постановленных судомс участием присяжных заседателей.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено

5.3. Фонд оценочных средств
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лазарева В.А. - отв. ред., Тарасов А.А. - отв. ред. УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/4A5C197A-AD97-4D7D-82A6-4AC6DB5DDCDB
Л1.2 Божьев В.П. - под ред., Гаврилов Б.Я. - под ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 7-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9BCA7591-60DC-4273-ABAB-A4064CB4B047
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D96BAC3B-6EFD-49FC-9B1A-384F855AAF6C
Л2.2 Томин В.Т. - отв. ред., Зинченко И.А. - отв. ред. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ПРОБЛЕМНЫЕ ЛЕКЦИИ В 2 Т. ТОМ 2. ДОСУДЕБНОЕ И СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D85C7F7A-A49B-4C59-87C8-386D240FA382
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской газеты www.rg.ru, сайт Верховного суда РФ http://www.supcourt.ru, сайт Пенсионного фонда РФ http://www.pfrf.ru и др.
Э2 официальный сайт Конституционного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 официальный сайт Верховного Суда РФ www.supcourt.ru
Э4 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ "Производство в суде присяжных" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7555
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Производство в суде присяжных" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.