Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 01.03.02. Прикладная математика и информатика |
Профиль | Математическое моделирование и информационные технологии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 01_03_02_ПМиИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 66 | 66 | 66 | 66 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.
1.1. | приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области экономико-математического анализа деятельности хозяйственных субъектов, способствующих формированию способностей по приобретению и спользованию организационно-управленческих навыков в профессиональной социальной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-2 | способность применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные понятия предметной области; - методологические подходы экономического анализа и моделирования хозяйственных субъектов, принципов организационно-управленческой деятельности; - критерии измерения экономической эффективности организационно-управленческой и производственной деятельности; - базовые математические модели, используемые для оценки экономической эффективности хозяйственных объектов; - принципы использования различных программных сред для решения задач экономико-математического анализа; - основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области; - общий алгоритм проведения аналитического исследования; - источники получения информации для решения основных задач экономического анализа. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять методы экономического анализа, выполнять оценку основных экономических показателей; - выполнять оценку экономических показателей и окупаемости плановых решений внедрения технологий в производстве в ходе организационно-управленческой деятельности; - применять информационные технологии для решения задач экономического анализа; - формировать базу исходных данных экономического анализа; - применять базовые методы оценки экономической эффективности производства хозяйственного субъекта; - интерпретировать полученные результаты, оценивать точность полученных результатов. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - планирования и анализа деятельности хозяйственного объекта; - использования количественных методов оценки оценки эффективности функционирования объектов; - используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины; - алгоритмами решения базовых (типовых) задач экономического анализа. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Концепции экономического анализа производства и организационно-управленческой деятельности. | ||||||
1.1. | Концепции экономического анализа деятельности хозяйственных объектов, принципы их организации и функционирования. Типология хозяйственных объектов. Производство (входы, выходы). Экономические показатели и индикаторы, подходы к измерению. Показатели продуктивности, себестоимость продукции, производственные затраты, показатели финансовой устойчивости и ликвидности. Цена продукции, подходы к ценообразованию. Источники экономической информации. | Практические | 6 | 12 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
1.2. | Исследование концепций экономического анализа. Чтение литературы по предметной области. Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
1.3. | Показатели, входящие в KPI. Сравнительный анализ эффективности деятельности объекта на основе системы индикаторов. Рейтинговые оценки. Методологические проблемы применения неграничных методов. | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
1.4. | Производственная функция и ее свойства. Идентификация производственной функции по набору первичных данных. Использование производственных функций для анализа деятельности предприятия. Оптимальное функционирование фирмы: задача математического моделирования и применение результатов. Оценка параметров оптимальности организационной и управленческой деятельности. | Практические | 6 | 10 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
Раздел 2. Методы анализа экономической эффективности деятельности хозяйственного объекта. KPI подход. | ||||||
2.1. | Выполнение типовых расчетных заданий. | Сам. работа | 6 | 20 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
Раздел 3. Граничные методы анализ эффективности деятельности хозяйственных объектов. | ||||||
3.1. | Общая концепция граничного подхода к измерению эффективности деятельности хозяйственных объектов. Основные определения: технологическая эффективность, аллокативная эффективность, общая эффективность, масштабная эффективность, роль цен в оценке эффективности. Эффективность по затратам, по выручке и по прибыли. | Практические | 6 | 4 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
3.2. | Метод DEA. Модели, ориентированные на вход и на выход, смешанные формы моделей. Результирующие показатели, анализ потерь, возникающие вследствие неэффективности. Анализ чувствительности. Суперэффективность, масштабная эффективность. | Практические | 6 | 6 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
3.3. | Метод SFA. Модели ориентированные на вход и на выход. Производственная функция Кобба-Дугласа, транслогарифмическая производственная фнукция, фиктивные переменные в производственных функциях. Результирующие показатели. Модель неэффективности. Интерпретация результатов. | Практические | 6 | 6 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
3.4. | Выполнение типовых расчетных заданий. Подготовка к зачету. | Сам. работа | 6 | 12 | Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 | |
3.5. | Подготовка курсовой работы | Сам. работа | 6 | 22 | Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шадрина Г.В. | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.3 | Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. | ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 2. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Алпатов Ю.Н. | Математическое моделирование производственных процессов: 2018-06-07: Учебные пособия | Издательство "Лань", 2018 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Толпегина О.А., Толпегина Н.А. | КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии | Издательство Южного федерального университета, 2015 | biblioclub.ru | |
Л2.3 | Толпегина О.А., Толпегина Н.А. | КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com | |||
Э2 | Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru | |||
Э3 | Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru | |||
Э4 | Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-books | |||
Э5 | Электронный курс в системе Мудл ММЭА | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
107Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица |
320Л | медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду; |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения. 2. Лекция. -На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. - На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. - Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. - В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. - Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. - Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов. - Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем. - При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом. - Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания. |