МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы экономического анализа
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки01.03.02. Прикладная математика и информатика
ПрофильМатематическое моделирование и информационные технологии. ФГОС 3++
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план01_03_02_ПМиИ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6
курсовая работа: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы экономического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 01.03.02 Прикладная математика и информатика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 10.01.2018 г. № 9)

составлена на основании учебного плана:
01.03.02 Прикладная математика и информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области экономико-математического анализа деятельности хозяйственных субъектов, способствующих формированию способностей по приобретению и спользованию организационно-управленческих навыков в профессиональной социальной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способность применять математические методы и математическое моделирование, информационные и имитационные модели по тематике выполняемых научно-исследовательских прикладных задач или опытно-конструкторских работ в сфере профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия предметной области;
- методологические подходы экономического анализа и моделирования хозяйственных субъектов, принципов организационно-управленческой деятельности;
- критерии измерения экономической эффективности организационно-управленческой и производственной деятельности;
- базовые математические модели, используемые для оценки экономической эффективности хозяйственных объектов;
- принципы использования различных программных сред для решения задач экономико-математического анализа;
- основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области;
- общий алгоритм проведения аналитического исследования;
- источники получения информации для решения основных задач экономического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы экономического анализа, выполнять оценку основных экономических показателей;
- выполнять оценку экономических показателей и окупаемости плановых решений внедрения технологий в производстве в ходе организационно-управленческой деятельности;
- применять информационные технологии для решения задач экономического анализа;
- формировать базу исходных данных экономического анализа;
- применять базовые методы оценки экономической эффективности производства хозяйственного субъекта;
- интерпретировать полученные результаты, оценивать точность полученных результатов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и анализа деятельности хозяйственного объекта;
- использования количественных методов оценки оценки эффективности функционирования объектов;
- используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- алгоритмами решения базовых (типовых) задач экономического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции экономического анализа производства и организационно-управленческой деятельности.
1.1. Концепции экономического анализа деятельности хозяйственных объектов, принципы их организации и функционирования. Типология хозяйственных объектов. Производство (входы, выходы). Экономические показатели и индикаторы, подходы к измерению. Показатели продуктивности, себестоимость продукции, производственные затраты, показатели финансовой устойчивости и ликвидности. Цена продукции, подходы к ценообразованию. Источники экономической информации. Практические 6 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.2. Исследование концепций экономического анализа. Чтение литературы по предметной области. Выполнение типовых расчетных заданий. Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.3. Показатели, входящие в KPI. Сравнительный анализ эффективности деятельности объекта на основе системы индикаторов. Рейтинговые оценки. Методологические проблемы применения неграничных методов. Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
1.4. Производственная функция и ее свойства. Идентификация производственной функции по набору первичных данных. Использование производственных функций для анализа деятельности предприятия. Оптимальное функционирование фирмы: задача математического моделирования и применение результатов. Оценка параметров оптимальности организационной и управленческой деятельности. Практические 6 10 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 2. Методы анализа экономической эффективности деятельности хозяйственного объекта. KPI подход.
2.1. Выполнение типовых расчетных заданий. Сам. работа 6 20 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
Раздел 3. Граничные методы анализ эффективности деятельности хозяйственных объектов.
3.1. Общая концепция граничного подхода к измерению эффективности деятельности хозяйственных объектов. Основные определения: технологическая эффективность, аллокативная эффективность, общая эффективность, масштабная эффективность, роль цен в оценке эффективности. Эффективность по затратам, по выручке и по прибыли. Практические 6 4 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.2. Метод DEA. Модели, ориентированные на вход и на выход, смешанные формы моделей. Результирующие показатели, анализ потерь, возникающие вследствие неэффективности. Анализ чувствительности. Суперэффективность, масштабная эффективность. Практические 6 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.3. Метод SFA. Модели ориентированные на вход и на выход. Производственная функция Кобба-Дугласа, транслогарифмическая производственная фнукция, фиктивные переменные в производственных функциях. Результирующие показатели. Модель неэффективности. Интерпретация результатов. Практические 6 6 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.4. Выполнение типовых расчетных заданий. Подготовка к зачету. Сам. работа 6 12 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3
3.5. Подготовка курсовой работы Сам. работа 6 22 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шадрина Г.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F11E0466-BCEF-4607-87B3-7A761BD19BFE
Л1.2 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/BA2F1116-550E-4415-A9B4-85DE5D17AB49
Л1.3 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 2. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/FEDB7EAB-E7D4-47B3-AD0D-7441B6454606
Л1.4 Алпатов Ю.Н. Математическое моделирование производственных процессов: 2018-06-07: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 https://e.lanbook.com/book/107271
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Толпегина О.А., Толпегина Н.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/2F445428-9B46-49C0-9130-0A6665EC4525
Л2.2 Толпегина О.А., Толпегина Н.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/9FA697E3-B890-415B-B64E-CC0E33AC809E
Л2.3 Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=462018
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-books
Э5 Электронный курс в системе Мудл ММЭА https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=890
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.