МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Супервизия по арт-терапии в клинической практике

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. специальность Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-6-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Супервизия по арт-терапии в клинической практике

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины являются анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.), в работе с пациентами / клиентами разного возраста, а также проблема интеграции с КБТ, нейро- и патопсихологическим подходом.
Задачи курса:
- анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, осложнений в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др.
- формирование навыков и изучение особенностей применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.).
- изучение особенностей и формирование навыков применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста.
- изучение перспектив интеграции арт-техник с КБТ, нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом. Коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник.
- формирование навыков создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПСК-3.10 способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- об основных супервизорских проблемах арт-терапии, осложнениях в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, срыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж процесса, эмоциональные срывы и др.;
- обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с разными клиническими группами (личностные расстройства, расстройства пищевого поведения, соматоформные расстройства, расстройства влечений, посттравматическое стрессовое расстройство, психотическая дезорганизация психики, др.).;
- обладать знаниями особенностей и навыками применения арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста.
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать перспективы интеграции арт-техник с КБТ нейро- и патопсихологическим, психосемантическим подходом, коррекционно-восстановительный и реабилитационный потенциал арт-техник.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками создания арт-терапевтического пространства, логики структуры арт-терапевтического кабинета, необходимых средства для проведения арт-терапии.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии. Арт-пространство и арт-материалы
1.1. Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Объективация переживания – преимущества и недостатки процесса Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Проблема профанации терапевтического процесса Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях Сам. работа 9 2 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Особенности применения арт-техник в работе с разными клиническими группами
2.1. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Проблемы начинающего психотерапевта Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Планирование психотерапевтической интервенции Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Страх навредить или не помочь Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Применение арт-техник в работе с пациентами / клиентами разного возраста. Специфика супервизии при индивидуальной и групповой работе
3.1. Проблема объективации и вербализации состояния Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Проблема объективации и вербализации состояния Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Супервизорские установки в работе с детьми, подростками, пожилыми: преодоление Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.5. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Арт-техники в коррекционно-восстановительной и реабилитационной практике
4.1. Потенциал арт-техник в коррекционной, восстановительной и реабилитационной практике с пациентами с локальными поражениями головного мозга, умственно отсталыми пациентами, людьми с ограниченными возможностями Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Перспективы интеграции и сочетанного применения в диагностике и терапии арт-техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления (КБТ), психосемантического подхода, субъективной семантики переживаний, а также арсеналом нейро- и патопсихологических методик Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Интеграция арт-терапевтических техник с методическими приемами когнитивно-бихевиорального направления Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.4. Супервизия в песочной терапии – проблемы создания сюжета, построение внутреннего мира на песке, ситуации эмоционального шока и ступора Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.5. Опасности ненаучной интерпретации полученных результатов в процессе арт-терапии Сам. работа 9 1 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.6. Конструирование мифов психологической терапии и консультирования, ошибки формирования непрофессиональных отношений с пациентом, затягивание процесса консультирования Практические 9 6 ПСК-3.10 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия.
2. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе.
3. Психологические механизмы психотерапевтического воздействия.
4. Харизма психолога и психотерапевта: конструирование и деконструкция.
5. Плацебо эффект как объяснительный принцип эффективности психотерапевтических техник.
6. Супервизорские проблемы и осложнения в арт-терапии.
7. Анализ основных супервизорских проблем в арт-терапии, особенностей применения арт-терапевтических техник с использованием разнообразия материалов.
8. Арт-пространство и арт-материалы. Возможные ограничения применения.
9. Осложнения терапевтического процесса. Анализ случаев клинической практики.
10. Формирование арт-терапевтического пространства, структура арт-терапевтического кабинета, необходимые средства для проведения арт-терапии – супервизия.
11. Анализируются осложнения в процессе арт-терапии – ухудшение состояния, обрыв терапии, невыполнение инструкции, саботаж терапевтического процесса, эмоциональные срывы.
12. Объективация переживаний в арт-терапии. Проблема качества арт-терапии.
13. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения в арт-терапии.
14. Проблема профанации терапевтического процесса. Наука и терапия, соблюдение принципов научного психологического подхода в арт-терапии.
15. Супервизор и супервизируемый в арт-терапии.
16. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения.
17. Арт-терапевтическая супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи.
18. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций.
19. Подчеркивание образовательной функции супервизии.
20. Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого в анализе арт-терапевтической работы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кулганов В. А., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Прикладная клиническая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Супервизия по арт-терапии в клинической практике portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.