МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математические методы экономического анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра математического анализа
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
курсовой проект: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.т.н., доцент, Понькина Е.В.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Математические методы экономического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра математического анализа

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра математического анализа

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.приобретение слушателями базовых знаний и навыков в области экономико-математического анализа деятельности хозяйственных субъектов, способствующих формированию способностей по приобретению и спользованию организационно-управленческих навыков в профессиональной социальной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-21 способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия предметной области;
- методологические подходы экономического анализа и моделирования хозяйственных субъектов, принципов организационно-управленческой деятельности;
- критерии измерения экономической эффективности организационно-управленческой и производственной деятельности;
- базовые математические модели, используемые для оценки экономической эффективности хозяйственных объектов;
- принципы использования различных программных сред для решения задач экономико-математического анализа;
- основные функции программных сред, используемых для решения задач предметной области;
- общий алгоритм проведения аналитического исследования;
- источники получения информации для решения основных задач экономического анализа.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять методы экономического анализа, выполнять оценку основных экономических показателей;
- выполнять оценку экономических показателей и окупаемости плановых решений внедрения технологий в производстве в ходе организационно-управленческой деятельности;
- применять информационные технологии для решения задач экономического анализа;
- формировать базу исходных данных экономического анализа;
- применять базовые методы оценки экономической эффективности производства хозяйственного субъекта;
- интерпретировать полученные результаты, оценивать точность полученных результатов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- планирования и анализа деятельности хозяйственного объекта;
- использования количественных методов оценки оценки эффективности функционирования объектов;
- используемыми программными средами в рамках решения прикладных задач дисциплины;
- алгоритмами решения базовых (типовых) задач экономического анализа.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепции экономического анализа производства и организационно-управленческой деятельности.
1.1. Концепции экономического анализа деятельности хозяйственных объектов, принципы их организации и функционирования. Типология хозяйственных объектов. Производство (входы, выходы). Экономические показатели и индикаторы, подходы к измерению. Показатели продуктивности, себестоимость продукции, производственные затраты, показатели финансовой устойчивости и ликвидности. Цена продукции, подходы к ценообразованию. Источники экономической информации. Практические 6 8 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.2. Исследование концепций экономического анализа. Чтение литературы по предметной области. Выполнение типовых расчетных заданий. Сам. работа 6 37 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.3. Показатели, входящие в KPI. Сравнительный анализ эффективности деятельности объекта на основе системы индикаторов. Рейтинговые оценки. Методологические проблемы применения неграничных методов. Практические 6 8 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
1.4. Производственная функция и ее свойства. Идентификация производственной функции по набору первичных данных. Использование производственных функций для анализа деятельности предприятия. Оптимальное функционирование фирмы: задача математического моделирования и применение результатов. Оценка параметров оптимальности организационной и управленческой деятельности. Практические 6 10 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Методы анализа экономической эффективности деятельности хозяйственного объекта. KPI подход.
2.1. Выполнение типовых расчетных заданий. Сам. работа 6 20 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
Раздел 3. Граничные методы анализ эффективности деятельности хозяйственных объектов.
3.1. Общая концепция граничного подхода к измерению эффективности деятельности хозяйственных объектов. Основные определения: технологическая эффективность, аллокативная эффективность, общая эффективность, масштабная эффективность, роль цен в оценке эффективности. Эффективность по затратам, по выручке и по прибыли. Практические 6 14 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
3.2. Метод DEA. Модели, ориентированные на вход и на выход, смешанные формы моделей. Результирующие показатели, анализ потерь, возникающие вследствие неэффективности. Анализ чувствительности. Суперэффективность, масштабная эффективность. Практические 6 16 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
3.3. Метод SFA. Модели ориентированные на вход и на выход. Производственная функция Кобба-Дугласа, транслогарифмическая производственная фнукция, фиктивные переменные в производственных функциях. Результирующие показатели. Модель неэффективности. Интерпретация результатов. Практические 6 16 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
3.4. Выполнение типовых расчетных заданий. Подготовка к зачету. Сам. работа 6 30 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2
3.5. Подготовка курсовой работы Сам. работа 6 30 ПК-21 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шадрина Г.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 2. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Алпатов Ю.Н. Математическое моделирование производственных процессов: 2018-06-07: Учебные пособия Издательство "Лань", 2018 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Толпегина О.А., Толпегина Н.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Системный анализ и математическое моделирование сложных экологических и экономических систем. Теоретические основы и приложения: Научные монографии Издательство Южного федерального университета, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Толпегина О.А., Толпегина Н.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система "Лань". http://e.lanbook.com
Э2 Научная электронная библиотека "Elibrary". http://elibrary.ru
Э3 Электронная библиотечная система издательства "Юрайт". http://biblio-online.ru
Э4 Издательство МЦНО (свободно-распространяемые книги). http://www.mccme.ru/free-books
Э5 Электронный курс в системе Мудл ММЭА portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Табличный процессор, текстовый процессор, операционная система, файловый менеджер, доступ к интернет, архиватор, Acrobat Reader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного выполнения.

2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Практическое (лабораторное) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в освоении теории и методов.
- Для подготовки к семинару необходимо просмотреть лекционный конспект, отметить наиболее непонятные моменты, прочитать литературу рекомендуемую преподавателем.
- При использовании литературы важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при защите результатов типовых расчетных заданий не просто пересказывайте конспект лекции, содержание презентации или задания, но и проявите больше красноречия, используйте дополнительные сведения об изучаемом объекте, чтобы украсить ваше выступление.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.

4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и практических занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.

5. Итоговый контроль. 
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, практических занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания.