МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Тренинг общения
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология (специальность)
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., доцент, Мардасова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Сагалакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Тренинг общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 N 1181 (ред. от 13.07.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 37.05.01 Клиническая психология (уровень специалитета)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 N 43809)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 16.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Труевцев Дмитрий Владимирович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - обеспечить возможность адаптации первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений, сплотить группу, создать позитивный психологический климат в группе, возможности осознания профессиональных целей, средств их достижения; ознакомить студентов с базовыми приемами психологического тренинга
- Адаптация первокурсников к университетскому обучению, новому типу социальных взаимоотношений.
- Знакомство, сплочение группы, формирование позитивного психологического климата в группе, возможностей осознания профессиональных и академических целей, средств их достижения.
- Ознакомление студентов с базовыми приемами и техниками психологического тренинга в группе (арт-техниками, когнитивно-бихевиоральными техниками, техниками формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии).
- Анализ, обсуждение возможных трудностей при адаптации к академической жизни, структуре сессий, особенностям и типам университетских занятий, форм обучения и контроля.
- Анализ ситуаций академической жизни, работа со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешение конфликтных ситуаций в конструктивном ключе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-7: готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о структуре учебного процесса и способах преодоления стресса в различных учебных ситуациях;
- о базовых приемах и техниках психологического тренинга в группе (арт-техники, когнитивно-бихевиоральные техники, техники формирования социальных навыков и группового сплочения, общепсихологическими принципами консультирования, техниками диалектической терапии).
3.2.Уметь:
3.2.1.- приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия;
- применять на практике приемы адаптации к новому типу социального взаимодействия;
- применять на практике способы преодоления стресса в различных учебных ситуациях;
- разрешать трудности при адаптации к академической жизни, ознакомиться со структурой сессий, особенностям и типам университетских занятий, формами обучения и контроля;
- преодолевать сложности ситуаций академической жизни, обладать ресурсами совладания со страхом оценивания, трудностями при установлении контактов в группе, разрешать конфликтные ситуации в конструктивном ключе;
- осмыслять свою специальность и профессию в когнитивно-структурированном варианте, выстраивать психологическую перспективу обучения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- основными приемами и техниками совладания со стрессовыми ситуациями;
- основными приемами и техниками преодоления трудностей при установлении контактов в группе;
- приемами преодоления конфликтных ситуаций возникающих в ходе обучения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическое знакомство и взаимодействие
1.1. Понятие «адаптации» и процесс адаптации к обучению в университете Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Образовательный процесс и участники взаимодействия: преподаватели, студенты Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Структура тренинговых занятий, правила работы в группе. Сам. работа 1 15 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Психологическая презентация и сплочение группы
2.1. Элементы взаимодействия, процесс знакомства с группой, презентация участников Сам. работа 1 9 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Психологическое сплочение группы Практические 1 12 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Формирование норм и правил существования коллектива Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Ассертивное поведение: особенности диагностики, техники формирования Сам. работа 1 15 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Процесс групповой динамики
3.1. Групповая динамика: стадии развития «группы», анализ психологических феноменов Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Групповое взаимодействие и социометрический статус участников Сам. работа 1 15 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Процесс достижения групповых задач и конфликтные ситуации взаимодействия Практические 1 6 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Процесс соревнования в коллективе и решение стрессовых ситуаций Сам. работа 1 12 ОК-7 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Вопросы к экзамену
1. Процесс адаптации к обучению в университете.
2. Понятие «тренинг» с психологической точки зрения.
3. Понятие «коллектив», «группа», «взаимодействие».
4. Сплочение коллектива.
5. Психологический климат в группе.
6. Ведущие техники сплочения коллектива.
7. Техники знакомства и презентации участников в группе.
8. Конфликтные ситуации и уровни разрешения конфликтов.
9. Основные приемы и техники совладания со стрессовыми ситуациями.
10. Особенности проявления агрессивного, уверенного и неуверенного поведения членами группы.
11. Ассертивное поведение и способы его проявления.
12. Техники тренировки ассертивного поведения.
13. Понятие групповой динамики.
14. Анализ правил работы в группе.
15. Социометрический статус участников группового взаимодействия.
16. Анализ техник группового взаимодействия.
17. Анализ техник группового достижения общей задачи.
18. Анализ техник духа соревнования в группе.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. приложение

Приложения
Приложение 1.   ФОС_Тренинг адаптации.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Венгер А.Л., Морозова Е.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A2CE2C92-5AF7-42EF-97D9-DC6E56A346ED
Л1.2 Субботина Л. Г. Психологическая адаптация к условиям образовательной среды: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Кемеровский государственный университет, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=278525
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/85FF788E-B7F6-42D5-9D0D-1EB578BD8B77
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система «Лань» https://e.lanbook.com/
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» https://www.biblio-online.ru/
Э4 ЭБС АлтГУ http://elibrary.asu.ru/
Э5 Тренинг адаптации https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6350
6.3. Перечень программного обеспечения
офисные приложения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические указания студентам для подготовки к экзамену.
Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену).
При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.